Поиск по сайту

Paul McCartney «New»

Paul McCartney - New

Paul McCartney

New

Дата релиза: 14.10.2013

Жанр: Рок

Происхождение: Ливерпуль, Англия, Великобритания

Лейбл: Virgin EMI Records

Ох и сложно оценивать новые творения музыкантов такого масштаба, как Пол Маккартни! Рука сама так и тянется написать про величие творческого наследия группы The Beatles, про мелодический гений самого сэра Пола, его исключительную работоспособность и неповторимую стилистическую эклектику. Попробуем все-таки незамутненным взглядом посмотреть на новый альбом Маккартни и оценить его, абстрагируясь от «битловской» легендарности и прочих клише, впрочем, вполне заслуженных нашим героем.

Как и любые другие представители человечества, музыканты являются в той или иной мере экстравертами или интровертами. Например, один композитор может писать жизнерадостные песни о взаимной любви, а потом в один прекрасный день перерезать себе вены. По творчеству же другого музыканта можно в буквальном смысле проследить его личную жизнь, со всеми взлетами и падениями. Пол Маккартни безусловно относится к экстравертам, судя по его обширной дискографии, колоссальному количеству гастрольных туров и преобладающему позитиву в песнях. Даже его лирические баллады полны неиссякаемого оптимизма и посвящены, как правило, его любимой супруге Линде. Несмотря на все слухи и кривотолки завистников, Линда действительно была настоящей музой для Пола и наполняла его жизнь светлым счастьем.

Однако после ее смерти в 1998 году что-то надломилось в душе Пола, и в 2001 году он выпустил очень нехарактерную для себя пластинку «Driving Rain». От так называемого «битловского» задора мало что осталось, и весь альбом был насыщен какой-то тревогой, сумраком и непривычными атональными гармониями. Следующий релиз «Chaos and Creation in the Backyard», вышедший в 2005 году, удивил слушателей продолжившимися трансформациями в музыкальном мировоззрении Пола. Достаточно упомянуть, что продюсером записи выступил Найджел Годрич, известный своей работой с Radiohead и Travis — не удивительно, что новые песни Маккартни получились «по-радиохэдовски» меланхоличными, а иногда даже депрессивными. Но окончательно добил верных поклонников сольник «Memory Almost Full» 2007 года, мелодии на котором были настолько непривычно тоскливы и диссонансны, что финальный трек «End Of The End», в котором Маккартни поет о своей смерти, был достойным завершением этому душераздирающему опусу.

Paul McCartney
Пол Маккартни

С момента выхода упомянутого альбома прошло долгих 6 лет — за это время Пол успел залечить душевные раны от скандального развода с Хизер Миллз, организовать несколько мировых турне, написать музыку к балету, поработать в рамках экспериментального электронного проекта The Fireman, выпустить сборник кавер-версий ретро-шлягеров и наконец-то встретить свою новую любовь и супругу — американку Нэнси Шевелл.

Таким образом, свой восьмой десяток лет сэр Пол разменял, будучи снова счастливым отцом семейства, что конечно должно было дать новый стимул его творчеству и увести в сторону от суицидальных гармоний. Новая пластинка вполне логично получила название «New», а история ее записи представляет собой отдельный квест, ибо работали над альбомом 4 продюсера, да еще каких: Марк Ронсон и Пол Эпуорт (ответственные в свое время за колоссальный успех Эми Уайнхаус и Адель), а также представители знаменитых звукорежиссерских династий — Итан Джонс (сын Глина Джонса, работавшего с большинством легендарных рок-групп 60-х, начиная с The Beatles) и Джайлз Мартин (сын Джорджа Мартина, «пятого битла» за микшерным пультом). С такой мощной поддержкой профессионалов альбом «New» реально обещал стать ярким событием и интересным феноменом, тем более сингл с одноименной песней весьма порадовал меломанов и оправдал надежды тех, кто рассчитывал на возвращение Пола к «битловскому» оптимизму и фирменному эталонному мелодизму.

Но обо всем по порядку. Начинается новая пластинка Маккартни, как водится, с бодрого рок-боевика «Save Us». Чувствуется работа модного продюсера Пола Эпуорта — песня звучит практически в стиле инди-рок, а звук гитары, ритм-секции и обработка вокала напоминают чуть ли не The Hives вкупе с The Strokes. Одна из главных изюминок всего сольного творчества Маккартни как раз в том, что он совершенно не чурался различных музыкальных стилей и не боялся работать в непривычных для себя ипостасях. И здесь lo-fi-инди в исполнении Маккартни абсолютно органично и не выглядит так, будто дедушка нашел у внука в шкафу майку Blur и надел ее, чтобы покопаться в огороде.

Paul McCartney
10 октября Пол Маккартни устроил неожиданный концерт на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, во время которого исполнил 4 новые песни.

Задумчивая «Alligator» звучит в традициях «Driving Rain» — те же нестандартные гитарные проигрыши, сложная структура песни, но в то же время приятные узнаваемые мелодии. Отчасти радует, что после предельной коммерциализации творчества на альбомах «Flowers in the Dirt» и «Off the Ground», которые стали буквально эталонами стадионного софт-рока, Маккартни всерьез и надолго заиграл непростую и отчасти авангардистскую музыку, как по содержанию (аккорды и мелодия), так и по форме (аранжировки и саунд).

Зато следующая «On My Way to Work» — настоящий подарок всем любителям классического «маккартнизма». Душевная гитарная и главное распевная песня будто взята с альбома «Flaming Pie» и посвящена тому периоду в жизни Пола, когда он работал курьером в службе доставки и был молод, горяч и никому неизвестен. Особенно хочется отметить инструментальный бридж в восточном стиле, как у Майлза Кейна (круг замкнулся — ливерпулец Кейн сам знатный эпигон битловской эстетики).

«Queenie Eye» стала вторым синглом, и надо сказать, что выбор этот несколько удивителен. Конечно, крайне глупо требовать от Маккартни бесконечное количество шедевральных мелодий — да он и сам, как мы отметили выше, устал быть поп-композитором. Но все равно «Queenie Eye» для сингла, увы, слабовата — хотя кому они нужны в наше время? Начинается песня с меллотрона в духе позднего Oasis и продолжает двигаться в той же прямолинейной и незатейливой пост-брит-поп колее. Рецензент сравнил Пола Маккартни с братьями Галлахерами? Какой кошмар — посему двинемся дальше.

А дальше опять немного ностальжи — в акустической балладе «Early Days» Пол вспоминает свою ливерпульскую юность и своего друга Джона Леннона. По акустическим балладам, особенно ностальгическим, Пол известный мастак — посему этот номер один из самых волнительных на альбоме.

Следующий трек — та самая «New», которая обрадовала поклонников своим лучезарным «битлизмом», которого не наблюдалось у Маккартни со времен песни «Young Boy» 1997 года. Музыкальные критики уже успели обвинить «New» в похожести с битловской классикой «Penny Lane» и «Got to Get You Into My Life» — но, как говорится, «критика — это когда критик объясняет автору, как сделал бы он, если бы умел». Такие песни как «New» действительно может писать только Маккартни — она практически идеальна по своей мелодике и аранжировке, и одно удовольствие разгадывать отдельные подголоски и инструментальные партии.

Далее идет интереснейший номер, озаглавленный типичным маккартниевским словом «Appreciate» (попробуйте проникновенно произнести «appreciate», а затем удивленно раскрыть глаза и чуть наклонить набок голову). Этот гипнотический трек записан в стиле «даунтемпо», в духе Moby, UNKLE, Röyksopp и прочих не совсем уместных в рецензии на альбом Маккартни музыкантов. Тем не менее «Appreciate» приятно освежает альбом и придает всему материалу необходимые волнительные штрихи.

И следом на контрасте врывается задорная «Everybody Out There», от которой должны потерять сознание «олдовые маккартнисты», ибо звучит эта радостная мелодия прямо как аут-тейк с альбома «Band on the Run». Продюсирование «Everybody Out There» конечно посовременнее, но зато продолжает традиции разудалой «Mrs. Vanderbilt» — Маккартни и сам признался, что написал эту песню специально, чтобы «публика на концертах подпевала».

Надо сказать, что ближе к концу альбом «New» начинает терять свой драйв и сэр Пол погружается в свой непростой электронный авангард. Следующие треки не так просты для восприятия, как, например, «Hosanna», будто бы спродюсированная тем же Найджелом Годричем — настолько здесь давят тоска и меланхолия (хотя на самом деле к «Hosanna» приложил руку Итан Джонс).

Paul McCartney
Пол Маккартни

«Не надо печалиться, вся жизнь впереди», и далее звучит «I Can Bet» — бодрый номер, опять же записанный в несколько инди-роковой стилистике, а гитарный фузз, оригинальный инструментальный бридж и психоделическая кода неожиданно напоминают альтернативщиков R.E.M. Следующая мрачная баллада «Looking At Her» отмечена интересной электронной ритм-секцией, однако ее вполне мелодичный припев сменяется резкими сэмплами в стиле эйсид-хаус (все таки не зря Пол так ценит свой проект The Fireman).

В финале каждого альбома Маккартни всегда ждешь какую-нибудь умопомрачительную балладу, которая, по выражению Андрея Макаревича, «вышибает и соплю и слезу», но финальный трек «Road» представляет собой тот же психоделический эмбиент в духе UNKLE и Radiohead (Маккартни даже признался, что хотел предложить Тому Йорку записать совместный дуэт, но испугался, что Том откажет — о, ужас!).

Но подождите, альбом всё так и не заканчивается. Что это звучит? А вот и скрытый трек «Scared» — та самая фортепианная баллада, которая вышибает все, что нужно. Потрясающий маккартниевский мелодизм, так гармонично резонирующий с широкой и падкой на светлую грусть русской душой.

На десерт в делюкс-издании «New» припасено еще два бонус-трека: «Turned Out», звучащий в приятном бодром восьмидесятническом стиле будто из времен «Pipes of Peace», и «Get Me Out of Here» — достаточно непритязательный акустический блюз. Также в японском издании ожидается некая песня «Struggle» (давай, Пол, не подведи!), и вполне вероятно, что Маккартни порадует нас позже еще какими-либо би-сайдами.

Paul McCartney
Пол Маккартни

А теперь переведем дух и постараемся сформулировать целостное впечатление о новом альбоме. Определенно можно сказать, что с первого и даже с десятого прослушивания эта запись не открывается полностью. В этом также одно из достоинств позднего сольного творчества Маккартни, которое, подобно классическим парфюмерным композициям, формируется по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определенного времени эти три ноты сменяют друг друга и характер аромата меняется, или, как говорят ценители, «аромат раскрывается». Также и доселе непонятые песни сэра Пола могут со временем поворачиваться к слушателю неожиданными смысловыми гранями.

Но уже однозначно можно отметить, что «New» на порядок интереснее, чем предыдущий «Memory Almost Full», и что самое главное, — гораздо жизнерадостнее. Как и отмечалось в начале рецензии, по музыке экстраверта Маккартни видно, что у него происходит на душе, и судя по этому альбому, новый этап в жизни действительно озарен счастьем любви и мудростью прожитых лет. Маккартни к семидесяти годам превратился из экс-битла, поп-музыканта, хитмейкера и просто медиа-персоны в какую-то уникальную творческую величину, а его новая музыка представляет собой, если использовать терминологию Иммануила Канта, «вещь в себе» и стала некой трансцендентной, недоступной теоретическому познанию, категорией. Нынешнее творчество сэра Пола уже невозможно измерить в исключительно музыкальной системе координат — поэтому цените тот отрезок времени, что Пол Маккартни все еще является нашим современником.

Олег Мартишин, 15.10.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор