Crystal Castles «Crystal Castles (III)»

Crystal Castles - (III)

Crystal Castles

Crystal Castles (III)

Дата релиза: 12.11.2012

Жанр: Электроника

Происхождение: Торонто, Онтарио (Канада)

Лейбл: Fiction / Polydor

Оценка Trill: 4

Этой зимой меломаны услышали две качественные электронные записи от канадских исполнителей Grimes и Trust. Певица Grimes прославилась удивительной мелодикой и тщательной проработкой вокала в композициях, а музыканты Trust полюбились мрачной готической атмосферой в песнях и потусторонним голосом вокалиста. Теперь настал черед группы, чье творчество так или иначе объединяет работы вышеназванных исполнителей. Свет, или тьму, что более вероятно, увидел третий одноименный альбом буйного электронного дуэта Crystal Castles.

Работы Итана Кэта и Элис Гласс — это всепоглощающая депрессия The Cure, выраженная посредством нео-готической, местами примитивной, электроники. Все что связано с Crystal Castles подчеркнуто отталкивающее и одновременно притягивающее. Привычные детали на фотографиях — синяки, кровь, ссадины, рваная одежда, неровный макияж, сигарета в зубах. На выступлениях — разрывная энергетика, раскаленные добела эмоции, крики, прыжки в зал, алкоголь. В музыке — разрушение, отчаяние и болезненная радость вместе с тем. Танцы, когда все уже не важно и впереди ждет только пустота. Впрочем, творчество Кэта и Гласс, как ни странно, в основе своей оздоравливающее — после изрядной дозы упадничества невольно тянешься к свету под «мягкие» песни электронщиков.

Crystal Castles недосягаемы для понимания и непрогнозируемы для ожиданий. Что первый, что второй альбомы у музыкантов хаотичны и безжалостны к слушателю. Одни треки подобны обрушивающейся на голову ледяной воде, другие же, наоборот, сладкие, красивые, ласковые. А в довершение, музыка умудряется прогрызть себе путь настолько глубоко в душу, что далеко не сразу слушатель осознает, что его начинает лихорадить, но уже поздно — от песен канадцев оторваться не представляется возможным. И музыка тянет за собой подальше от света.

Crystal Castles
Crystal Castles

С виду может показаться, что Итану и Элис совершенно наплевать на все или же они намеренно провоцируют воображение своей бесовщиной. Порой, создается впечатление, что у ребят не все дома. На деле же наиболее вероятным объяснением имиджа группы оказывается следующее: Crystal Castles — зеркальное отражение мира, каким они его видят, то есть кромешная тьма и безысходность.

Во всяком случае, в интервью ребята адекватные и со всей серьезностью рассуждают на такие темы, как половое неравенство, домашнее насилие над женщинами, эксплуатация детей, угнетение народов. В качестве обложки третьего альбома, к примеру, выбрана фотография женщины, которая обнимает своего сына, страдающего от последствий слезоточивого газа, примененного для разгона протестов в Йемене. Вся эта безрадостность перетекает в слова песен, зачастую, совершенно нерасслушиваемые из-за многослойной обработки голоса и стены эха. Тем не менее, тексты важны для дуэта не меньше собственно музыки.

При записи «Crystal Castles (III)» канадцы не использовали компьютеры. Принимая во внимание, что в новых песнях поется о притеснении в различных его проявлениях, Итэн сосредоточил звук аналоговых синтезаторов так, чтобы он тоже будто бы давил на слух. В остальном, альбом получился на удивление однородным, без рваных кусков, как на предшествующих записях. Практически все треки подобны по мягкости композициям «Suffocation» или «Celestica» со второго лонгплея.

Crystal Castles
Crystal Castles

Ожидаемо, что именно ровность звучания пластинки будет оценена далеко не всеми. Оглушительный накал страстей здесь случается лишь раз на отрывистом марширующем треке «Insulin». И в особенно гладких местах «Crystal Castles (III)» (насколько это возможно у Crystal Castles) недостает пульсации, привычного удара по голове, как на первой и второй пластинке канадцев. Наиболее сильно лонгплей проседает на треках «Affection», «Pale Flesh» и «Mercenary».

Начало у «Crystal Castles (III)» восхитительное. Песня «Plague» судорожно растекается по венам под нарастающие звуки синтезаторов и выкрики Элис о массовом заражении «чумой»: «Virgin cells to penetrate. Too premature to permeate. They can't elucidate. Never thought I was the enemy» («Проникновение в девственные клетки. Слишком неразвитые, чтобы в них войти. Они не могут осознать и никогда не поймут, что я — их враг»).

Гнетущая «Kerosene» вслед за «чумовой» лихорадкой примешивает к крови воспламеняющиеся вещества и воспевает продажность общества ради спокойствия: «Bandage them in tapestry. Trade comfort for identity. Drown me in kerosene» («Замотай их в гобелены. Продай индивидуальность за комфорт. Утопи меня в керосине»), — чтобы устроить пожар на последующей цикличной громоподобной песне «Wrath of God».

Crystal Castles
Crystal Castles

В «Sad Eyes» используется прием звуковой стены из синтезаторов, как в «Plague». Песня танцевальная, и, вместе с тем, удушающе депрессивная, в тон названию: «You can't disguise sad eyes» («Тебе не удастся замаскировать грусть в глазах»). Мелодичная и ритмичная песня «Transgender» с наложением вокала и искажением голоса Элис совершенно неразборчива по словам, а тем временем она повествует про то, что «ты никогда не будешь непорочен вновь» («you'll never be pure again»).

Спокойный трек «Violent Youth» отчасти позитивен, хоть и поется в нем о бездумной юности: «Show up in your lace. Drink up little girl. And they will always let you down» («Нарядись в кружева. Пей до дна, малышка. А в трудную минуту они всегда тебя подведут»). Инструментальная мажорная композиция «Telepath» излучает настоящую эйфорию на танцполе. А угасает пластинка под сказочные клавишные и неземной голос Элис в припеве песни с настораживающим названием «Child I Will Hurt You» — будто колыбельная в детской страшилке.

Crystal Castles стали мягче, радиоформатнее, и наверняка это музыкантов совершенно не беспокоит. Скорее так: Итан и Элис растут в профессиональном плане и исследуют несколько иную подачу музыки. Пока это сказалось на отсутствии перепадов и ярко выраженных неровностей в песнях, по которым временами немного скучаешь, но не более того.

Оксана Мелентьева, 20.11.2012

Поделитесь ссылкой на этот обзор