Grimes «Visions»

Grimes - Visions

Grimes

Visions

Дата релиза: 21.02.2012

Жанр: Дрим-поп

Происхождение: Ванкувер, Британская Колумбия (Канада)

Лейбл: Arbutus Records / 4AD

Оценка Trill: 5

23-летняя канадская девушка Клэр Буше, выступающая под сценическим именем Grimes, сочетает в себе, как минимум, три таланта — композиторский, продюсерский и певческий. Grimes — это «группа», в состав которой входят разные стороны личности Буше: Клэр-продюсер, Клэр-поэт, Клэр-вокалист, Клэр-имиджмейкер, Клэр-музыкант, и так далее. Grimes — это девушка, называющая свои треки «≈Ω≈ω≈ω≈ω≈ω≈ω≈ω≈ω≈» или «∆∆∆∆Rasik∆∆∆∆», а то и вовсе с русскими словами вроде «Sagrad Прекрасный». Grimes — это Animal Collective, где за вокал отвечают Наташа Хан из Bat for Lashes и Лиззи Бугатсос из Gang Gang Dance. Grimes — это певица, не открывающая всех своих карт и не пускающая в личное пространство, поэтому такие вещи, как, например, выбор ее сценического имени или наличие русского языка в названиях, пока остаются загадкой. Одаренная чудачка, двумя словами.

Grimes
Grimes

За каких-то два года Клэр умудрилась выпустить уже три полноформатных альбома, один интереснее другого. В 2010 году вышло сразу два лонгплея, сначала на кассетах в ограниченном количестве на лейбле Arbutus, но позже они были переизданы в 2011 году на CD и виниле. Дебютная мрачноватая по настроению поп-работа «Geidi Primes», название которой взято из книги Фрэнка Герберта «Дюна», отражала еще только кое-какие очертания будущей Grimes. Следующая за ней пластинка «Halfaxa» уже не была обделена безоговорочно отличными треками вроде «Dream Fortress», «Sagrad Прекрасный» или «Devon». Поначалу Буше записывала музыку, не нацеленную на конкретную аудиторию, коммерческий успех, и распространяла ее бесплатно в Интернете. Это были скорее собрания песен, которые больше всего нравились самой певице, и на тот момент ее не очень интересовало, как они будут изданы и послушает ли их вообще кто-нибудь. При записи же альбома «Visions», канадка знала, что релиз состоится на известном лейбле 4AD и должна получиться не домашняя безделушка, так что Grimes приложила все усилия для того, чтобы новая работа получилась действительно сильной, оригинальной, цельной и профессиональной. Что у Клэр и получилось в итоге.

Несмотря на свой удивительный девчачий фальцет при исполнении песен, в жизни у Клэр голос скорее мальчишеский. Ровно так же, в противовес создающемуся от песен образу некой феи или принцессы, в реальности певица по манерам и имиджу похожа скорее на томбоя в юбке. Объяснить это довольно легко, если учесть, что росла девушка в семье вместе с четырьмя братьями. Так что мода и богемные фотосессии, в которые Grimes нынче пытаются втягивать разнообразные крупнокалиберные журналы, ввиду успеха новой пластинки, для Клэр чужды, но, в общем-то, привлекательны, по ее словам. Хотя, ей все равно привычнее оставаться в стороне от суматохи вокруг визуального шика.

Grimes
Grimes

В музыке Grimes можно найти обилие деталей из разных музыкальных жанров, будь то синтипоп, вичхаус, дабстеп, психоделичный поп. Обобщенно стиль Буше вполне охарактеризуем как дрим-поп. Со своим главным инструментом — голосом — Клэр вытворяет всевозможные манипуляции. Она может петь то как маленькая девочка, то как зрелая девушка, то как лесная нимфа, то как молодая колдунья-проказница. Свой голос Буше сэмплирует, всячески искажает, или вовсе воспроизводит в обратном порядке. Второй ее инструмент — синтезатор. Третьим могут быть ударные, но не всегда. Зачастую, на выступлениях Клэр совершенно одна, и ей с успехом удается держать внимание публики. Для того, чтобы убедиться в изобретательности выступлений Клэр, достаточно послушать ее EP 2011 года Daytrotter Session с совершенно космической танцевальной песней «Vanessa», которая вошла в сплит «Darkbloom» того же года с другим музыкантом D'eon. Что касается лирики, слова песен певицу мало интересуют в принципе в музыке, поэтому она пишет личные тексты, но поет их для себя, слушателю же довольно сложно, а то и вовсе невозможно, расслышать отдельные слова в ее песнях. Голос у Grimes не используется как средство донесения каких-то мыслей. Но если постараться прислушаться, то поет она явно о чем-то хорошем, вроде любви или дружбы, что вполне соответствует создаваемой ею поп-музыке.

«Visions» был записан в августе прошлого года за три недели, в течение которых Клэр ни с кем не разговаривала и с утра до вечера только и делала, что сочиняла новую музыку. Далее оставалось дождаться завершения всех процессов выпуска пластинки на 4AD, и в январе альбом был издан локально на Arbutus, а в феврале повсеместно на 4AD. Буше называет именно этот альбом своим дебютом, так как сейчас она делала это профессионально, тщательно продумывая все решения. «Visions» получился выдающейся поп-работой, настолько цельной, что довольно сложно вычленить какие-то отдельные «хиты» или специфичные музыкальные ходы. Необходимо не один раз прослушать, как Клэр сэмплирует собственный голос, пуская его в оригинальные запоминающиеся мелодии, извлекаемые, по большей части, посредством синтезатора. Не один раз для того, чтобы как следует пропустить через себя всю пластинку и в полной мере прочувствовать прелесть и изюминку колдовского творчества Grimes.

Grimes
Grimes

Для русскоязычного слушателя любопытна может быть обложка «Visions», хотя для кого она не будет любопытна. Надпись «Я люблю», возможно, ее переводы на японский или китайский языки. Черепа, сердечки, бантики. Строки из Анны Ахматовой: «Но я предупреждаю вас, что я живу в последний раз.» Главное, непонятно, что это за «вычислительная голова», под которой мы снова видим слова из другого стихотворения Ахматовой: «Я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой. Я ответила: Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой...»

Определенно, самыми известными сейчас песнями с «Visions» являются сингловые «Genesis», с космическим вступлением, упругим хип-хоповым битом и веселым клавишным проигрышем, и олдскульно-синтипоповая «Oblivion». Наравне с ними выделяются напористая ударная «Circumambient» и «Vowels = Space and Time» — пожалуй, чуть ли не лучшая композиция на альбоме, с выкриками в припеве, напоминающими Дэвида Портнера из Animal Collective периода альбома «Merriweather Post Pavilion». Далее примечательны неторопливая «Colour of Moonlight (Antiochus)», грустное диско в треке «Be A Body», подчеркнуто танцевальная, с госпельными вставками «Nightmusic», нежнейшая «Skin». Из длинных композиций еще остается гипнотизирующая «Symphonia IX (My Wait Is U)» и, вдобавок, четыре коротких интересных трека: «Infinite Love Without Fulfilment», «Eight», «Visiting Statue», «Know The Way». Словом, какую песню с «Visions» ни возьми, каждая будет особенная.

Феномен музыки Grimes сродни творчеству упоминающихся выше Animal Collective или Gang Gang Dance, к примеру. Как и они, Клэр творит с композициями, что ей вздумается, и каким-то образом конечный результат попадает в яблочко, и песни начинают жить своей полноценной жизнью. Сама Grimes говорит, что ей гораздо интереснее продюсировать музыку, нежели петь, поэтому пока в ее планах записать еще пару-тройку альбомов, набрать вес в медиа-мире, и, возможно, заняться продюсированием какой-нибудь талантливой вокалистки. Но это пока лишь размышления, сейчас же всю свою энергию и изобретательность Клэр направляет на проект Grimes, и альбом «Visions» — явный претендент на попадание, если не в тройку лучших пластинок 2012 года, то уж в десятку совершенно точно.

Grimes
Grimes

Видео в обзоре:
Genesis — живое исполнение трека с «Visions»
Vanessa — видео на трек с мини-альбома «Darkbloom»
Crystal Ball — видео на трек с мини-альбома «Darkbloom»
Big Small — небольшое интервью с Клэр, фоном играют песни с альбома «Halfaxa»

Оксана Мелентьева, 27.02.2012

Поделитесь ссылкой на этот обзор