Поиск по сайту

Muse «The 2nd Law»

Muse - The 2nd Law

Muse

The 2nd Law

Дата релиза: 01.10.2012

Жанр: Альтернативный рок, симфо-рок, прог-рок

Происхождение: Тинмут, Девон, Великобритания

Лейбл: Warner

Оценка Trill: 5

«Muse… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» — именно так хочется перефразировать бессмертные строки из «Евгения Онегина», потому что чтут у нас эту группу весьма и весьма. Широта русской души проявляется и в меломанстве – уж если любят у нас каких-либо музыкантов, то всем сердцем, знают все творчество наизусть, и готовы носить на руках. Muse стали в России народной группой – может за практически былинный мелодизм, или за надрывный вокал Мэттью Беллами, который «играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем...» — даже строки из русской классики (в данном случае, Тургенева) подходят для этого потрясающего музыканта весьма кстати.

Ошеломив своим энергичным дебютом «Showbiz» в 1999 году, музыканты Muse с каждым альбомом раскрывали все новые грани своего таланта, изменяясь от пластинки к пластинке. Данные перемены были приняты поклонниками на ура – будь то, например, неожиданно мягкое звучание «Black Holes and Revelations» или концептуальный симфонизм «The Resistance». Однако перед выходом нового альбома «The 2nd Law» ожидания поклонников были более чем настороженными, ведь если первый сингл «Survival» звучал привычно, то второй «Madness» уже включал в себя эксперименты с электроникой и выглядел достаточно специфично. Если же к этому прибавить уверения Беллами, что часть новых композиций будет аранжирована в стиле дабстеп, то можно понять фанатов, которые схватились за головы и приготовились ждать худшего.

И вот, наконец, новый альбом «The 2nd Law» вышел, и мы можем оценить, куда завели группу Muse тяга к экспериментам и жажда постоянного саморазвития. Первая песня «Supremacy», как и положено, начинается пафосно и духоподъемно, сразу же вспоминается «зеппелиновский» «Kashmir». Куплет звучит очень лирично и действительно несколько по-русски, бесспорно чувствуется влияние Рахманинова, чьим творчеством вдохновляется Беллами. В припеве Мэттью демонстрирует свой фирменный фальцет, гитарное соло в стиле Брайана Мэя дополняет картину – Muse вернулись, и в этот раз они более, чем раньше, похожи на Queen по эпичности аранжировок и проникновенности мелодий. Если инопланетяне все-таки вторгнутся к нам с целью завоевать Землю – битву инопланетного и человеческого разумов можно будет проиллюстрировать именно подобной музыкой.

Muse
Muse

Уже упомянутая выше вторая песня «Madness» начинается с радиохэдовских сэмплов времен «Kid A», а мелодия кажется знакомой – или это просто мнительность? Нет, не показалось — народное мнение уже зафиксировано в Википедии: «в песне чувствуется влияние «I Want to Break Free» группы Queen и «Faith» Джорджа Майкла». Можно подумать, что музыканты Muse специально «потроллили» свою публику, выпустив синглом достаточно невыразительную песню, да еще в такой минималистичной электронной аранжировке. Однако с каждым прослушиванием этот трек начинает по-настоящему нравиться, пусть даже мы все равно не согласимся с Крисом Мартином из Coldplay, заявившим недавно, что «Madness» — это лучший сингл Muse за все времена.

Следующая «Panic Station» звучит в нехарактерном для Muse стиле диско-фанк, в результате мы имеем одну из лучших песен на альбоме. Именно постоянные новизна и развитие и отличают великую музыку от просто хорошей – на «Panic Station» мы можем услышать и фанковый бас, и клавиши а-ля «брасс-секция». Эта вещь заводная и танцевальная по настроению, но в то же время глубокая и сложная по форме – такое сочетание подвластно в наше время, пожалуй, только Muse.

Немного классической музыки, и минутная «Prelude», являющаяся превосходным интро, переходит в громогласную и масштабную «Survival». Эта песня была выбрана в качестве официального гимна Летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, и данную свою функцию выполняет на сто процентов – монументальная поступь ритм-секции, хор, достойный присутствия в древнегреческих трагедиях, драйвовый и космический по своей энергетике припев. Кто сказал, что время великих групп прошло? Мэттью Беллами с честью принимает эстафетную палочку от Фредди Меркьюри с его «Barcelona». Название группы Queen повторено в этой рецензии уже множество раз, но что делать, если на этом альбоме музыканты группы Muse действительно подобрались к Queen на неприлично близкое расстояние, а некоторые аранжировочные моменты сняты просто один в один у их великих коллег.

Muse
Muse

После такого эпического номера совершенно уместно звучит «Follow Me»: начинается она с медитативных клавиш, затем вступают более бодрые ударные, а к припеву появляются обещанные дабстеповые сэмплы, которые выглядят здесь весьма уместно и только подчеркивают драматизм припева. Вокал Беллами выше всяких похвал — когда слушаешь такие вещи как «Follow Me», то буквально с первого раза понимаешь, что это одна из лучших песен группы, и она будет превосходно принята фанатами на живых выступлениях.

Следующая «Animals» уже по-радиохэдовски холодна и минималистична, этот трек украшают оригинальный ритм 5/4 и аккуратный электронный саунд – как необходимый глоток свежего воздуха после предыдущих монументальных стадионных номеров. «Explorers» – уже более традиционная баллада, великолепный мелодизм опять же в каких-то абсолютно русских традициях на уровне Рахманинова и Чайковского. Потрясающая песня, особенно в своей концовке, когда вступают подпевки «free me» – не сумрачные британские острова видятся слушателю, а бескрайняя русская степь, да и Волга-матушка где-то вдали.

После таких лирических красот пора взбодриться, и следующая песня «Big Freeze» дает эту возможность – под нее можно отлично попрыгать всем стадионом, гитара а-ля U2 в унисон с ритм-секцией потрясающе «качает». Здесь мы снова видим и слышим отличное сочетание поп-мелодии, танцевальной аранжировки, и в то же время серьезной и продуманной прог-рок-концепции.

Далее следуют «Save Me» и «Liquid State» — две песни авторства Криса Уолстенхолма, бас-гитариста группы. Здесь он же и на основном вокале – душевный и спокойный голос, несколько более приземленные и интровертные треки. «Liquid State» звучит чуть бодрее и напряженнее, нежели балладная «Save Me», и оба номера прекрасно смотрятся в общей канве альбома.

Muse
Muse

Ну а далее амбиции Беллами как композитора-классика проявляются максимально, и кодой всего альбома является мини-симфония «The 2nd Law», состоящая из двух частей — «Unsustainable» и «Isolated System». Описывать этот потрясающий опус словами так же сложно, как и вербально передать красоту и глубину музыки Стравинского, Прокофьева или Шостаковича – участникам Muse удалось создать оригинальный музыкальный стиль, являющий собой соединение классического симфонизма с рокерской ритм-секцией и вокалом, а также дабстеповыми сэплами и аранжировками. Здесь обещанный дабстеп является во всей своей зубодробительной красе, и опять же звучит чрезвычайно уместно и оригинально. Однако альбом все-таки заканчивается на высокой и лирической ноте спокойным клавишным перебором, оставляя слушателя в полном недоумении и в то же время восторге.

Действительно, после прослушивания альбома «The 2nd Law» эмоциональное состояние подобно прочтению великой книги или просмотру культового фильма – буквально переживаешь каждую сыгранную ноту, и все эти новые треки формируют твое новое мировосприятие. Здесь буквально каждая песня совершенна и находится на своем месте: парадокс, но сингловая «Madness», возможно, самый слабый номер на альбоме.

Можно уверенно сказать, что подобную по глубине и масштабу музыку сейчас в мире играют только Muse – они умудряются быть мелодичными и доступными широкой публике, в то же время соединяя для гурманов различные стили и рождая новаторские по своей концепции рок-симфонии. «The 2nd Law» воспринимается даже не как рок-альбом, компиляция новых песен, а проживается как единое монументальное классическое произведение, возможно даже лучшее на данный момент у группы. Остается только гадать, куда решат двинуться в следующий раз Мэттью Беллами, Крис Уолстенхолм и Доминик Ховард, и мы можем порадоваться, что живем в то время, когда группа Muse только начала бронзоветь в своем симфонизме.

Есть, кстати, и еще одна «русская народная» группа — Pink Floyd. И если сравнить Muse с ними, то шестой по счету альбом «The 2nd Law» подобен флойдовскому «Meddle», а значит мьюзовские «Обратная сторона луны» и «Стена» еще впереди. Будем ждать.

Олег Мартишин, 01.10.2012

Поделитесь ссылкой на этот обзор