Depeche Mode «Delta Machine»

Depeche Mode - Delta Machine

Depeche Mode

Delta Machine

Дата релиза: 25.03.2013

Происхождение: Бэзилдон, Эссекс, Англия

Лейбл: Sony, Columbia, Mute

Оценка Trill: 4

Каждый новый альбом Depeche Mode у нас ждут с нетерпением, потому что «DM в России больше, чем DM»: эмоциональный месседж в холодно-отстраненных и интровертно-депрессивных опусах группы всегда удивительным образом резонировал с тайными струнами загадочной русской души, с нашей склонностью к распевному мелодизму и в то же время суицидальному самокопанию. Но в новом веке музыканты радуют публику с переменным успехом. К 2005 году группа начала сотрудничать с продюсером Беном Хиллером, и выпустила хороший альбом «Playing The Angel», но уже следующий диск «Sounds Of The Universe» был принят заметно прохладнее: его характеризует достаточное сумрачное, даже по меркам DM, звучание и дефицит сколько-либо интересных мелодий. Очередной альбом, который спродюсировал для Depeche Mode Хиллер, судя по заявлениям Гаана, скорее всего, станет завершением этой трилогии. Было интересно, продолжат ли музыканты на нем свои эксперименты со звуком и аранжировками, и как Radiohead зайдут дальше в дебри авторского перфекционизма и абстракционистского нарциссизма, или же намеренно запишут альбом хитов?

Depeche Mode
Depeche Mode

В названии «Delta Machine» заключен определенный смысл: «Delta» — это своеобразная отсылка к блюзовой составляющей альбома, дельта-блюзу. Как сказал Мартин Гор: «Это наше видение блюза. Если обернуться назад, можно проследить блюзовое влияние на довольно многих наших песнях, начиная с „Violator“. И теперь, я думаю, мы просто сделали это более очевидным, отразив в названии». Слово «Machine» характеризует другой, более традиционный для группы, электронный саунд альбома.

Альбом начинается песней с символическим названием «Welcome to My World», которая, в лучших традициях Depeche Mode, из минималистичного электронного интро разворачивается в масштабное музыкальное полотно с многослойными клавишными партиями. Волнительные строки «I weep into your eyes, I make your vision see, I’ll open endless skies and ride your broken wings», узнаваемый баритон Гаана, пронзительный бэк-вокал Гора — музыканты в прекрасной форме.

Следующая песня называется «Angel» — много электроники, а также более напряженное настроение. Как всегда, превосходна работа со звуком — песня «дышит», между клавишными партиями и сэмплами есть пространство, и каждый звук можно прослушать по отдельности. Далее идет баллада «Heaven», которая звучит для DM по блюз-роковому непривычно: неслучайно некоторые шутники в сети уже смикшировали ее с битловской «While My Guitar Gently Weeps».

Четвертая песня «Secret To The End» принадлежит перу Дэйва Гаана и его соавтора Курта Уенала. Этот электронный трек звучит так, словно он из восьмидесятых — в памяти сразу оседает повторяющийся рефрен «The problem should’ve been you». Гаан определенно вырос как композитор — песня получилась запоминающейся, и в то же время нестандартной.

Depeche Mode
Depeche Mode

Идущая следом «My Little Universe» — достаточно экспериментальная и минималистичная вещь, но именно такие треки делали Depeche Mode новаторами и творцами. Музыканты умели сочинять и исполнять поп-песни, облекая их в передовую и инновационную обложку-аранжировку — в этом феномен DM. Кстати, в финале «My Little Universe» звучит секвенсор в духе пинкфлойдовской «On The Run».

Следующий трек «Slow» и есть тот самый блюз, о котором много говорилось выше — запоминающийся гитарный проигрыш и действительно блюзовая тоска: «And the stars continue to fly by, I don’t have one desire to understand why, I don’t try». Ну а далее — прямо таки бальзам на душу «депешистам» со стажем — песня «Broken» звучит в лучших традициях классического синтипопа, будто неизвестный доселе ауттейк из альбома «Some Great Reward». Музыканты и раньше делали поклонникам подобные подарки (например, «Lilian» из «Playing the Angel»), но «Broken» звучит по-особому душевно и ностальгически. Это еще одна песня авторства Дэйва Гаана — он определенно становится матерым мелодистом.

Далее идет непременная баллада с вокалом Мартина Гора — «The Child Inside» — прекрасный и проникновенный вальс, и на этом пасторальном фоне особенно впечатляют пугающие строки «There is darkness and death in your eyes, What have you got buried inside? The shallow grave in your soul, The ghosts that have taken control». Depeche Mode — не только музыкальная группа, но и определенная идеология, некая декадентская философия, и «The Child Inside» прекрасно иллюстрирует, какие демоны бушуют в сознании Мартина Гора.

«Soft Touch / Raw Nerve» — более жесткая песня с остинатной бочкой, достаточно скуповатая мелодически, но в концертном варианте она может стать масштабным и впечатляющим номером. А далее идет одна из лучших мелодий на альбоме «Should Be Higher» (опять же, авторства Гаана). Поклонники сразу выделили и полюбили эту песню, скорее всего потому, что она «депешовская» на 100%: узнаваемая маршевая пульсация, диатональный «темный» куплет и красивый «светлый» припев, где Гаан неожиданно срывается на фальцет.

А вот «Alone» — типичный «поздний» DM, если можно так выразиться: давящая атмосфера, едва обозначенная ритм-секция и весьма тоскливая мелодика. Но уже следующая «Soothe My Soul» — яркий и драйвовый номер, опять же с блюзовым и запоминающимся припевом, под который залы и стадионы будут с радостью прыгать и подпевать.

И вот, проделав длинное путешествие от «Welcome to My World», мы приходим к завершающей песне под логичным названием «Goodbye»: это вполне аутентичный блюз, который мог быть сыгран тем же Стиви Рэй Воэном, если отвлечься от электронной аранжировки.

В подарочном издании присутствуют 4 бонус-трека — «Always» (авторства Мартина Гора), «Long Time Lie» (написанная Гором совместно с Гааном) и две песни авторства Гаана и Уенала «Happens All the Time» и «All That’s Mine». Эти бонусы являются среднетемповыми и атмосферными электронными номерами, дополняющими альбом и приятно увеличивая общий хронометраж релиза до 75 минут.

Depeche Mode
Depeche Mode

Трудно согласиться с фанатами, которые требуют от DM новый «Violator» — мир уже не тот, и сами музыканты, конечно, уже не те, поменялись векторы мировоззрения и музыкальные интересы. Depeche Mode постоянно развиваются, и слушатели должны развиваться вместе с группой. Вполне логично, что с возрастом Гор и Гаан прикипели к блюзу, чего нельзя было ожидать в принципе хотя бы лет 10 назад. «Delta Machine» получился свежее, интереснее и, в хорошем смысле, «попсовее» своего предшественника. Трилогия завершена, последний кусочек мозаики встал на свое место — теперь слушатели могут оценить грандиозный триптих в полной мере, мучительно выискивая ответ на извечный вопрос: «Что хотел сказать автор своим произведением?» На это у нас всех есть, как минимум, 4 года.

Олег Мартишин, 26.03.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор