Mark Knopfler «Privateering»

Mark Knopfler

Privateering

Дата релиза: 03.09.2012

Жанр: Блюз-рок

Лейбл: Mercury

Оценка Trill: 3

Всегда интересно понаблюдать, куда выведет того или иного музыканта кривая его творческой эволюции: вот Ричи Блэкмор, например, после хард-рока Deep Purple и софт-рока поздних Rainbow нашел себя в чарующих переливах средневековых менестрелей, а сам Майлз Дэвис под конец жизни начал экспериментировать с электронной музыкой. Что касается Марка Нопфлера, одного из талантливейших гитаристов современности, то его творческое развитие также достаточно занимательно и показательно.

Если Марк в начале карьеры своей группы Dire Straits исполнял достаточно неприхотливый ритм-энд-блюз, то уже к четвертому альбому «Love Over Gold» он стал ваять монументальные арт-роковые конструкции чуть ли не уровня группы Pink Floyd. Далее от концептуальных записей Нопфлер неожиданно перешел на сторону стадионного софт-рока: знаменитые альбомы «Brothers in Arms» и «On Every Street», полные эталонных поп-рок-хитов – яркие тому примеры.

В первых сольных альбомах Нопфлера сохранился стадионный задор поздних Dire Straits, но если дебютный сольник «Golden Heart» – такая же монументальная работа, то последующий «Sailing to Philadelfia» был уже более спокойным и размеренным. С каждым последующим релизом Марк Нопфлер стал погружаться в интровертный и меланхоличный блюз, а его предпоследняя сольная работа «Get Lucky» 2009 года представляла собой ну совсем уж ровную и невыразительную запись. Неправильно было бы обвинять Марка в том, что он в свое удовольствие записывает блюзы, а не сочиняет бодрые радио-хиты на потребу публике — этот прекрасный гитарист уже давно доказал миру свою состоятельность, и вправе творить сейчас все, что хочет. Но кажется, что даже самые ортодоксальные нопфлероманы, принимающие с восторгом каждый его чих, не отказались бы в новой сольной работе услышать что-то масштаба «Heavy Fuel».

Mark Knopfler

В сольную работу Нопфлера под названием «Privateering» вошло 20 новых композиций, которые разместились на двух дисках, что уже достаточно оригинально. Настроение альбому задает первый трек «Redbud Tree» — ритм подхватывает акустическая гитара, вступает узнаваемый вокал Нофлера, как всегда задушевный и доверительный. С этого момента слушатель настраивается на откровенный диалог с опытным и уважаемым музыкантом, готовясь выслушать и выговориться самому.

В «Haul Away» звучат так любимые Нопфлером шотландские волынки, и если раньше подобные размеренные фолк-номера Марк прятал под конец альбомов, то сейчас данное спокойствие красуется на втором месте, показывая, что данный релиз – не сборище поп-синглов под одной вывеской, а выдержанная и серьезная работа, которая погружает слушателя в лирическое настроение светлой грусти. Идущая следом «Don't Forget Your Hat» – по сути классический блюз, без каких либо изысков, а «Privateering» продолжает фолковые напевы Нопфлера в духе «Iron Hand».

Уже хочется услышать, когда же ударник мощно «вонзит» по «рабочему» барабану, но альбом продолжается песней «Miss You Blues» — как видно из названия, это спокойный блюзовый номер. Далее наконец-то мы слышим знаменитый гитарный драйв Нопфлера в песне «Corned Beef City» (которая напоминает его же «Gravy Train»), однако песня звучит достаточно спокойно и по-стариковски. Последующие 4 песни первого диска «Privateering» уже окончательно не выбираются из русла умиротворенного акустического ритм-энд-блюза.

Mark Knopfler

Второй диск открывает «Kingdom Of Gold» – та же неспешная история, меланхолично рассказываемая Нопфлером под акустический аккомпанемент, прямо какие-то средневековые дела. Далее идет та же компиляция спокойных акустических номеров, выполненных или в традиционном блюзовом ключе, или с привлечением шотландско-ирландских мелодических традиций. Из песен пободрее можно выделить «Got To Have Something», построенную на тех же трех блюзовых аккордах, «I Used To Could» – «меланхоличный рок-н-ролл», оксюморон от Нопфлера, задорную «Gator Blood». В качестве коды альбома Марк намеренно ставит непритязательный фолковый номер «After The Bean Stalk» с губной гармошкой и мандолиной – шотландские деревенские посиделки.

Наверное мы в принципе должны быть рады, что Нопфлер до сих пор продолжает работать в студии, пусть и записывая при этом абсолютно ровные по своему настроению ритм-энд-блюзовые пластинки. Будем воспринимать эту запись как неказистый, но приятный подарок от дедушки, когда ты приезжаешь к нему в гости в деревню. А там глядишь, и выйдет когда-нибудь новый альбом Dire Straits...

Mark Knopfler

Олег Мартишин, 04.09.2012

Поделитесь ссылкой на этот обзор