Поиск по сайту

Kanye West «Yeezus»

Kanye West - Yeezus

Kanye West

Yeezus

Дата релиза: 18.06.13

Жанр: Рэп

Происхождение: Чикаго, Иллинойс, США

Лейбл: Def Jam

Один популярный писатель как-то заметил: «Правитель всегда более одинок, чем его подданные. Может быть, потому, что он не чувствует никого выше себя. Оказывается, это очень важно: чувствовать людей не только рядом с собой, не только ниже себя, но и над собой. Оказывается, это очень приятно — знать, что кто-то несет груз твоих сомнений». Именно к такому положению — выше всех — всегда стремился чикагский рэппер Канье Уэст, пусть спорными, а порой и одиозными методами. И он добился своего, выпустив в 2010 году «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» — наименее продаваемый, но все же выдающийся альбом, ставший мгновенной классикой. Эта неповоротливая, но грандиозная пластинка, с оркестровыми аранжировками, ослепляющим составом приглашенных музыкантов, балеринами, наконец, стал не только наивысшей точкой карьеры Уэста, его opus magnum, но и в определенном смысле тупиком.

После выхода таких оглушительных альбомов музыканты часто, оправившись от эйфории восторженных отзывов критиков и народного обожания, оказываются под сильнейшим давлением, не зная, куда двигаться дальше. Кто-то пытается повторить былой успех по сработавшим в прошлый раз лекалам (The Stone Roses), кто-то решает развить и дополнить удачные идеи и ходы предыдущей пластинки (Fleet Foxes), кто-то делает резкий шаг в сторону (Radiohead). Музыкантов, которые оказывались перед такой дилеммой, не так уж много. Справиться с ней смогли единицы.

Канье Уэст
Канье Уэст

Уэст, со своим гипертрофированным эго, просто не мог позволить себе ошибиться. Впрочем, на протяжении трех лет, прошедших с момента выхода «Twisted Fantasy», он не исчезал с радаров: помимо традиционного участия в скандалах, он строгал ремиксы, записался для саундтрека картины RZA «The Man With the Iron Fists», а также выпустил совместный альбом с Jay-Z и сборник разнообразных коллабораций «G.O.O.D. Music». И все же вплоть до весны этого года не появлялось никакой информации о том, что Уэст записывает шестой номерной альбом.

Эта тишина была с лихвой компенсирована массивной рекламной кампанией, которая была развернута за месяц до релиза новой пластинки, получившей название «Yeezus». Канье Уэст презентует новый материал, выступая внутри полупрозрачной пирамиды, неожиданно появившись на небольшом мероприятии в Нью-Йоркском клубе. Канье Уэст продолжает исполнять новые треки на концертах, один из них, вроде бы, называется «I Am a God» — у него цепляющий рефрен, в нем упоминаются Порше и круассаны, а продюсировал его, кажется, Рик Рубин. Канье Уэст — так же неожиданно — играет новую песню в эфире «Saturday Night Live». В крупных городах появляются специально оборудованные трейлеры, проецирующие на стены домов новый клип Канье Уэста. В СМИ попадает информация, что «Yeezus» выйдет 18 июня, но она не точная.

Вообще, внезапность и недосказанность характерны для новостей, которые на протяжении последнего месяца поступали от Канье Уэста. Например, точные выходные данные альбома появились в сети уже после его официального релиза. Эти же внезапность и недосказанность характерны и для музыки на «Yeezus».

Уэст не пошел ни по одному из обозначенных выше путей, но и не изобрел новый. «Yeezus» — это всего понемножку, и нашим и вашим, то в жар, то в холод. Пластинка начинается с эйсид-хауса и агрессивного речитатива, но уже через минуту с небольшим вступает детский хор, исполняющий торжественный госпел, который резко, буквально на полуслове обрывается все тем же эйсид-хаусом. И так в каждом треке творится что-то невероятное: рэгги и соул тщетно пытаются ужиться с индастриалом, R&B-номер «Hold My Liquor» украшается семплированным звуком электрогитары и фолковым припевом, в «Blood On The Leaves» поверх печального голоса Нины Симон ложится пропущенный через автотюн самодовольный вокал Уэста.

Канье Уэст

Когда, как на этом альбоме, за музыкой сложно уследить, слова отходят на второй план, но если прислушаться, то можно отметить в текстах Уэста политические мотивы. Рэппер много читает о расовом неравенстве — один трек тут даже называется «Black Skinhead» — и все же эта тема ему интересна только в известном контексте: здесь целые четверостишия посвящены его сексу с белыми женщинами. Но в самую первую очередь эта пластинка даже не о сексе, а, как всегда, о самом Уэсте. Он здесь и отец (Ким Кардашьян на днях родила ему дочку), и сын, и святой дух.

При первом прослушивании «Yeezus» производит ошеломляющее впечатление. Эта музыка не дает передохнуть, не дает сообразить, что происходит. Обладая удивительной динамикой, она постоянно меняет направления и скорости, что вызывает восторг. Но в какой-то момент понимаешь, что все это нужно лишь для того, чтобы сбить слушателя с толку и отвлечь его от того факта, что в этом винегрете из амбициозных и претенциозных звуков нет ничего, кроме его ингредиентов.

«Yeezus» — это яркая цветастая ширма, за которой ничего нет. Или, скорее, стены полупрозрачной пирамиды, за которыми то ли гений, то ли шарлатан; то ли эйсид-хаус, то ли госпел; то ли шедевр, то ли пшик.

Кирилл Ежов, 23.06.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор