Поиск по сайту

Arcade Fire «Reflektor»

Arcade Fire - Reflektor

Arcade Fire

Reflektor

Дата релиза: 28.10.2013

Жанр: Инди-рок

Происхождение: Монреаль, Квебек, Канада

Лейбл: Merge, Sonovox Records

Оценка Trill: 5

Неутомимые канадцы Arcade Fire на каждом альбоме умудряются сделать всему миру громкое лаконичное заявление, избегая нарочитых проповедей и морализаторства. Пластинка «Funeral» была пронизана темой смерти, «Neon Bible» — темой Бога, «The Suburbs» — темой прошлого, а новая работа «Reflektor» буквально воспарила над человечеством и добралась до его демонов, страхов и суеверий. Музыканты неизменно бьют точно в цель и не теряют надежды, даже если окружающая действительность никуда не годится, ведь ценность и осознание бытия постигаются через боль.

Arcade Fire — уникальное явление в музыкальном мире. Несмотря на все звания и награды, ни один из альбомов коллектива нельзя однозначно назвать вершиной творчества. Музыканты выкладываются так, будто снова и снова выпускают дебютный альбом, оттого релизы коллектива получаются сильными, разными и всегда как будто оставляющими что-то на потом, дабы не допустить пресыщения и скуки. Группа творит во времена, «когда все давно придумано до нас», с грацией первооткрывателя, будто классический рок был, но в другой жизни, а сейчас новое время и новые герои, смена поколений. Поэтому постигая музыку Arcade Fire, мозг даже не пытается искать сравнения и цитаты из прошлого.

Двухдисковый опус «Reflektor» представляет собой четвертую веху в истории коллектива. Канадцы изменились, не кардинально, но ощутимо. С выходом безупречного танцевального одноименного сингла, у публики создалось впечатление, что дух почившей «системы» Джеймса Мерфи (LCD Soundsystem) переселился в Arcade Fire, и нас ждет Daft Punk № 2. Не тут-то было, хоть Джеймс, будчи продюсером нескольких песен, включая заглавную, безусловно внес существенную лепту в процесс. Помимо Мерфи, танцевальность и карнавальность композиций навеяны туром Arcade Fire по Гаити, родине Реджин Шассан, где музыка — это, в первую очередь, ритм, а потом уже все остальное. Действительно, ритмический рисунок «Reflektor» разнообразен как никогда. Стилистически работа вобрала в себя громадье жанров, от классического рока до африканских мотивов. Быстро, медленно, весело, грустно — бесконечные перепады, порой в течение одной песни, как в треке «Joan of Arc», где начало гремит, как пьяный панк, колотящий по струнам, потом получает пощечину, приходит в себя, вспоминает что играет не в том темпе и замедляет такт до легких покачиваний телом. А уж истинно «островная» музыка получилась в песне «Here Comes the Night Time», мчащейся на бешеной скорости под фанфары труб, гитар и клавиш.

Пластинка удачно разделена на две части: первый диск рок-н-ролльный по духу, второй — пространный и романтичный. Первая половина по смыслу обращена к проблемам современного безразличия, нарциссизма и одиночества на фоне доминирования в жизни технологий. Лирика отражает мысль, что чем больше мы выставляем себя напоказ в сети, прессе, телевидении, тем больше концентрируемся на себе, переставая замечать окружающих и дорожить реальными человеческими связями. Песня «Reflektor» стартует со строк, вероятно намекающих на экраны гаджетов: «Заключенный в темнице, световой призме. Один во мраке, мраке белого цвета». Гитарная «Flashbulb Eyes» обращается к суеверию, где «камера забирает твою душу». Мелодически гаитянская «Here Comes The Night Time», стадионная роковая «Normal Person», пронзительная «You Already Know», полутанцевальная «Joan of Arc» взывают к обществу, живущему во лжи: «Когда они приходят в восторг, всячески скрывают это. Посмотри-ка на этих нормальных людей». Но Arcade Fire ни в коем случае не ставят крест на человечестве, предлагая выход в песне «We Exist»: «Быть может, если держаться вместе, можно изменить каждого из нас».

Arcade Fire
Arcade Fire

Вторая половина «Reflektor» начинается треком «Here Comes the Night Time II», как скрепляющим элементом двух частей, а далее переходит к теме любви — не только романтической, но и вообще, к родным и близким. Две потрясающе красивые песни «Awful Sound (Oh Eurydice)» и «It’s Never Over (Hey Orpheus)» пересказывают миф об Орфее и Эвридике (они же на обложке альбома), да так глубоко и волнительно, что самому хочется присоединиться к поющим Уину и Реджин: «Эй, Орфей, не оборачивайся!» — и предотвратить трагедию, во что бы то ни стало. Сам альбом во многом вдохновлен не только Гаити, но и фильмом «Черный Орфей» Марселя Камю, фрагменты из которого составляют видео на песню «Afterlife».

Музыкально «It’s Never Over» будто скользит по мертвой глади реки Стикс в припевах, просыпаясь в конце на следующем треке под шум щелчков и синтезаторов. «Porno», несмотря на сомнительное название, — самая подходящая характеристика современного отношения мужчины к женщине. В строчке: «Маленькие мальчики с порнографическими журналами наводят на мысль, что со мной что-то не так», — Батлер не понимает, как так случилось, что духовную любовь нынче легко подменили понятиями любви физической или даже химической. Заключительные светлая седативная «Afterlife», будто сыгранная на закате солнца, и медитативная сумеречная «Supersymmetry» затрагивают тему жизни после смерти и ушедших в вечность дорогих людей.

Как и предыдущие работы, «Reflektor» получился сложным, многогранным, как с музыкальной точки зрения, так и философской. В этот раз Реджин не исполнила сольно ни одной песни, но ее присутствие даже на бэк-вокале незаменимо. Пластинку слушаешь, проживаешь ее и вступаешь в мысленный диалог с автором. Arcade Fire записали длинный материал, где на каждом шестиминутном треке хочется чтобы он шел еще шесть минут, а потом еще, и не заканчивался. Остается непонятным только одно — какова практическая польза от протяженных «интро» и «аутро», да еще в качестве скрытых треков. Оставим пока это в качестве неразрешимой головоломки.

Оксана Мелентьева, 30.10.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор