The Knife «Shaking The Habitual»

The Knife - Shaking The Habitual

The Knife

Shaking The Habitual

Дата релиза: 08.04.2013

Жанр: Экспериментал, электроника

Происхождение: Стокгольм (Швеция)

Лейбл: Rabid

Оценка Trill: 4

Приступая к записи новой (долгожданной, первой за семь лет) пластинки, шведский электронный дуэт The Knife всерьез подумывал над сменой имени, и это говорило, например, о том, что мы не услышим ничего похожего на предыдущие три работы коллектива, или о том, что брат с сестрой (Карин Дрейер Андерссон и Олоф Дрейер) забрели в такие джунгли экспериментальщины, плоды которой сможет переварить далеко не каждый.

В общем-то, и название альбома говорит само за себя — «Shaking the Habitual» («Сотрясая обыденное»): по словам Карин, они хотели создать нечто, выходящее за рамки привычного представления о песне, вместе с тем, доступное для восприятия, пусть и не после первого прослушивания. Новую пластинку сложно адекватно воспринять без контекста: «Shaking the Habitual» — концептуальный альбом. По словам Карин и Олофа, The Knife соединили в одно целое музыку и политику, которой всегда интересовались. Среди затронутых на альбоме тем — проблемы сверхбогатства, окружающей среды, феминизма, сексизма, монархизма, капитализма. Для понятия сути этих проблем и возможности передать их посредством музыки, Карин и Олоф прочитали десятки соответствующих книг, посещали специальные курсы и участвовали в деятельности различных политических групп.

Некоторые композиции альбома были бы совершенно непонятны, ввиду своей немузыкальности, если бы не идея, заложенная в них. Так, на первый взгляд, непонятно, зачем на альбоме нужны «Crake» и «Oryx». Оказывается, они связаны с романом «Орикс и Коростель» канадской писательницы Маргарет Этвуд. Книга повествует о планете на грани катастрофы, и The Knife намекают, тем самым, что неплохо было бы задуматься на эту тему. Престранная электронщина «Networking» имитирует работу сети. А с инструментальной «Fracking Fluid Injection» придется и вовсе покопаться в нефтегазовых терминах. Звучание, напоминающее раскачивающиеся заржавевшие качели, подразумевает «гидравлический разрыв пласта» — один из методов «интенсификации работы нефтяных и газовых скважин и увеличения приемистости нагнетательных скважин», и так далее, и тому подобное. Цель — привлечь внимание к опасности данного мероприятия с точки зрения экологии.

The Knife
The Knife

По ходу «A Cherry on Top» слышны звуки сирен и музыку в обратную сторону (эдакий дроун), пока не начинают завывать струны и «правитель» не запоет в своем замке искаженным голосом Карин. Рисуется картина королевства, пришедшего в упадок. Карин и Олоф открыто выступают против конституционной монархии («Негоже поручать управление страной такой шаткой системе как семья голубых кровей». А мы-то думали, что в Швеции все хорошо). Развивает тему медленная, с намеком на афробит, композиция «Ready to Lose».

Упомянутый, так скажем, «афробит» и некий «племенной» дух встречаются во многих песнях «Shaking the Habitual». Самый яркий образец воплощен в первой динамичной ударной композиции «A Tooth for an Eye», вдохновленной книгой «Страсть» английской писательницы Джанет Уинтерсон. Карин поет здесь: «Еще один чужой ребенок сосет мой палец», — подразумевая страны третьего мира, зависимые от «привилегированных» богатых соседей. Другая строчка из песни: «Смотри, что мы имеем под этим солнцем, а те, у кого ничего нет, что ж, не судьба».

На тему богатства в особенности прицелена обложка и буклет альбома: ядреный «вырви глаз» розовый фон и картинка «счастливого человека с деньгами». В буклете же содержится занимательный комикс «Положим конец экстремальному богатству». Словом, The Knife сделали из всего, что связано с диском, площадку для высказывания на злобу дня. Посмотрим, будет ли их тур (всего лишь третий, между прочим, за всю историю коллектива) таким же политизированным. По словам музыкантов, в подготовке выступлений задействованы исключительно женщины.

Ключевая фраза альбома, заимствованная у французского философа Мишеля Фуко, упоминается в струнно-духовой прыгающей песне «Without You My Life Would Be Boring»: «Что если мы не можем это сделать, но скажем, что сумеем? Сотрясай обыденное, спиши все на времена. Мы смеемся над будущим и плачем о прошлом. Я придерживаюсь вечности, но кто знает, как долго она может длиться».

Впрочем, музыкально новый альбом не настолько нов и непонятен, как может сначала показаться. Он наиболее близок к опере «Tomorrow, In a Year», которую The Knife записали совместно с Mt. Sims и Planningtorock. Песня «Stay Out Here» передает стремительность звука этого оперного проекта, только коллаборирующие стороны уже другие: американки Шеннон Фанчесс из группы Light Asylum и Эмили Ройсдон из группы MEN (и не только). Тандем глубокого голоса Шеннон и надрывного Карин получился пугающим, плавно перетекающим в пульсирующую шаманскую концовку трека.

The Knife
The Knife

Также на альбоме есть две композиции — «Wrap Your Arms Around Me» и «Raging Lung», сопоставимые по неземной красоте с такими песнями как «Colouring of Pigeons» и «Tomorrow in a Year». «Wrap Your Arms Around Me» будто страшная разверзшаяся бездна, со дна которой доносятся раскатистые звуки ударных и тревожный голос Карин. «Raging Lung» с помощью визжащего соло трубы и звуков «парохода» взывает задуматься о географии, гендерном разделении (из квир-теории) и западных стандартах. Также The Knife цитируют песню «Blueprint» группы Fugazi: «Какая большая разница вырастает из крохотного несходства». Вершиной пластинки предстает композиция «Full of Fire» — экстремальный техно вариант альбома «Silent Shout» плюс «Tomorrow, In a Year». Здесь The Knife шипят на шведских политиков: «Либералы вызывают у меня нервную чесотку».

«Shaking the Habitual» так же сложен, как сама окружающая действительность. На данный момент, это самое открытое высказывание шведов The Knife. Высказывание, побуждающее задуматься о глобальных проблемах человечества. Несмотря на все «кошмары» пластинки Карин и Олофа, прослеживается надежда, если не на светлое будущее, то, как минимум, на какой-то сдвиг в его сторону: нужно лишь приложить чуточку коллективных усилий. А пока надежда ищет свой путь, блуждая в неопределенности, как в композиции «Old Dreams Waiting to Be Realized» — потрясающем 19-минутном миксе из дроуна и эмбиента.

Оксана Мелентьева, 24.04.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор