Dead Can Dance «Anastasis»

Dead Can Dance

Anastasis

Дата релиза: 13.08.2012

Жанр: World music

Происхождение: Мельбурн, Австралия / Лондон, Великобритания

Лейбл: PIAS Recordings

Оценка Trill: 4

Dead Can Dance на фоне групп–коллег, играющих либо пространную готику в неоклассической манере, либо благостно окрашенную world music, выглядят медиками. Потому что только медики – тоже из тех, кто изъясняется на «мертвом» языке… Хотя, язык-то у австралийцев вполне осовремененный, а вот инструменты они используют самые фантастические: в техническом плане они настоящие реконструкторы. Но от бесконечных попыток осознать откуда берутся эти звуки, и умиления ими, записи Dead Can Dance звучат, наоборот, удивительно живо.

Медитативные мотивы «Anastasis», первого за 16 лет (с 1996 года) альбома группы звучат как чувственное древнее наречие. В песни пустынь и оазисов, сухого снега и льда в разбавленной пропорции добавлены расслабленные тексты: «Some flowers in our hair…» – поется в первой же «Children of the Sun». Надо отметить, что первый трек еще немного напоминает дарк-вейв, как и «Opium», остальные же – разноформатный world-стиль, открывшей группе полную свободу в использовании самых редких и «ископаемых» инструментов. Композиции Dead Can Dance сложно оценивать по стандартным критериям, здесь стоит говорить скорее о состоянии, на создание которого направлена каждая вещь, и о глубине «погружения». Скрупулезная подборка «вымерших» или глубоко этнических инструментов позволяет группе виртуозно режиссировать эффект, производимый их музыкой.

Dead Can Dance

Так, «Anabasis» – это конфуцианство под черепичной крышей, и капля с перевернутой сосной внутри срывается с щербинки. Потом – «Agape», караванный путь, пустыня и мираж с озером и пальмами. Вокал Лизы Джеррард завлекает, и дурман не рассеивается на протяжении всего альбома. Отчетливой готикой звучит «Amnesia», минорная в своем медленном шаманском ритме. В целом для группы характерен синтез разных начал: неоклассики с world music, дарк-вейв и «шаманский» ритм. Тревожное фортепиано в «Amnesia» уверенно ведет центральную партию в окружении причудливого арсенала Dead Can Dance. В «Amnesia», как и в «Opium», чувствуется «нерв» всей записи – это именно то чувство, погружение в звук и тревожность, которое выделяет Dead Can Dance из общей массы world music. К слову, как раз в «Opium» можно различить бодрящее синтезаторное звучание.

«Kiko» сочетает этнические дальневосточные мотивы с нотами дарк-фолка: то есть каждый волен слышать синтоистские молитвы или руническое заклинание на свой вкус. «Return of the She-King», пожалуй, единственная не совсем вписывается в альбом. Отчетливый героико-европейский пафос делает композицию похожей на саундтрек к рыцарскому кино, а шотландские волынки до смешного живо напоминают «Храброе сердце». В общем, щепотка чего-то была лишней – пропорции не сложились. Финальная «All in Good Time» минималистична, меланхоличный вокал Брендана Перри настраивает на отвлеченно-блюзовый лад. «Нерв» уходит, что называется, концами в воду – но хочется верить, что умиротворенное звучание концовки диска нужно для гармонии.

«Ananstasis» насчитывает всего 8 треков, но лаконичен и завершен. Наполненность образами, их сила и густота почти оправдывают 16-летний перерыв. Как и многие группы, выпускающие сейчас первые с прошлого века альбомы, Dead Can Dance оказались у зрителей и музыкальной критики на положении патриархов: о них пишут, их ждут.

Dead Can Dance выступят в Санкт-Петербурге 12 октября, в Москве 13 октября 2012 года.

Анастасия Семенович, 11.10.2012

Поделитесь ссылкой на этот обзор