Королева рока. Queens of the Stone Age: гид по дискографии

Оригинальная иллюстрация: Егор Троян
Иллюстрация: Егор Троян

3 июня вышел шестой номерной альбом калифорнийской группы Queens of the Stone Age «...Like Clockwork». В этой связи «Trill» вспоминает пусть не обширную, но выдающуюся и разнообразную дискографию коллектива.


В Ветхом Завете пророк Исаия призывает: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Однако к словам пророка никто не прислушался, дороги в пустыне проложены не были, а выражение «глас вопиющего в пустыне» стало крылатым и означает слова, которые остаются без внимания.

В начале девяностых в тихом калифорнийском городке Палм Дезерт и окрестностях ходила легенда о группе, которая устраивает бесплатные концерты в пустыне, подключая свою аппаратуру к бензиновым генераторам. На этих так называемых «generator parties» команда исполняла тяжелую и глубокую, как небо над долиной Коачелла, гитарную музыку на стыке хард-рока, психоделии и блюза. Группа называлась Kyuss, а музыка, которую они изобрели, получила название стоунер-рок.

Kyuss

Тем не менее, Kyuss, несмотря на блестящие записи, так и остался культовым, местечковым коллективом, неизвестным широким массам, и в 1995 году распался. После этого основатель Kyuss Джош Омми собрал новую команду и назвал ее Queens of the Stone Age. За 17 лет существования группы она завоевала любовь миллионов слушателей, расположение критиков, верхние места в чартах и четыре номинации на Грэмми. На каждом из шести альбомов Queens of the Stone Age слышно, как музыканты, поплевав на ладони и взявшись за инструменты, своими силами прокладывают дороги в пустыне. Сами готовят пути Господу.

Queens of The Stone Age

В апреле 1998 года, после того, как новый проект Джоша Омми год просуществовал под названием Gamma Ray и выпустил пару EP, Омми вместе с барабанщиком Альфредо Эрнандезом записали дебютный альбом под вывеской The Queens of the Stone Age. Здесь в горячем и сухом, как песок Южной Калифорнии, гитарном звуке тонет остов барабанного ритма и нахальный голос фронтмена. Так как над записью работали всего два человека — причем Омми отвечал за все, кроме барабанов — она звучит цельно и крепко, не отклоняясь от обозначенного первыми, блестящими, треками «Regular John» и «Avon» курса.

Queens of The Stone Age

Однако на этой пластинке сложно услышать свидетельства будущих головокружительных достижений, напротив, «Queens of the Stone Age» — это привет прошлому, даже, скорее, прощание с ним.

Rated R

«Rated R» стал для Омми и товарищей билетом в высшую лигу. Хотя, скорее, не билетом, а оружейным арсеналом, с помощью которого они захватили места в чартах и звание «серебряного» альбома в Великобритании.

Rated R

В отличие от дебютника, часть песен которого исполнялась под один аккорд, эта пластинка полна ярких и запоминающихся мелодий. А так как в записи участвовало множество музыкантов, среди которых басист Kyuss Ник Оливери и бывший участник Screaming Trees Марк Ланеган, у альбома разнообразный, насыщенный звук, украшенный разнообразными виньетками. Впрочем, самые главные слова здесь — мантра «никотин, валиум, викодин, марихуана, экстази и алкоголь», открывающая альбом — пропеваются под один аккорд и прямой бит. Верность себе — такая же важная для рок-музыканта вещь, как все перечисленные выше наркотики.

Songs for the Deaf

Ключ поворачивается в зажигании, хлопает дверь, магнитола скачет по радиоволнам, пока не находит нужную станцию. После отбивки диджей интересуется настроением слушателей и представляет «песни для глухих». Вступают резкие напористые гитары, от которых действительно можно оглохнуть.

Songs for the Deaf

Это первые секунды альбома «Songs for the Deaf» — самого цельного и мощного высказывания Queens of the Stone Age за всю их карьеру. И дело даже не в барабанах лидера Foo Fighters Дэйва Грола, которые добавляют музыке мускулатуры, и не в радио-перебивках между номерами, которые делают пластинку концептуальной. Просто так сложились звезды на калифорнийском небе, что для этого диска Омми записал свои лучшие песни.

Джош Омми невероятно плодовитый и трудолюбивый музыкант. Помимо Queens of the Stone Age он занимается такими сайд-проектами, как Eagles of Death Metal и Them Crooked Vultures, записывался вместе с Foo Fighters, Primal Scream, U.N.K.L.E., The Strokes, Mastodon и другими, а также продюсировал третий недооцененный альбом британцев Arctic Monkeys «Humbug»

Выдающийся первый сингл «No One Knows» покоряет рубленным риффом и гениальной запоминающейся на раз мелодией; в масштабном апокалиптическом номере «The Sky Is Falling» буквально слышно, как падают небеса; финальная «Mosquito Song» — интимная и пронзительная баллада, которая звучит особенно трогательно в исполнении такого неделикатного балагура и задиры, как Омми.

На альтернативной обложке альбома запечатлена буква «Q», изображенная как яйцеклетка в которую попадает сперматозоид. То есть обложка символизирует чудо рождения новой жизни. Появление такого альбома, как «Songs for the Deaf» — это действительно чудо, которое случается гораздо реже, нежели зачатие.

Lullabies to Paralyze

По замыслу создателей, пластинка «Lullabies to Paralyze» должна была стать продолжением предыдущего альбома «Songs for the Deaf» — ее даже назвали по строчке из последнего трека предшественника «Mosquito Song». В плане звука и масштаба группе это сделать, безусловно, удалось, а вот по настроению работа вышла совершенно в ином ключе — мрачная и более романтичная.

Lullabies to Paralyze

Джош Омми всегда говорил, что создает музыку, достаточно тяжелую для мальчиков и достаточно мягкую для девочек — беспроигрышная ситуация, и волки сыты и овцы целы. «Lullabies to Paralyze» демонстрирует этот подход нагляднее всех других альбомов. Во-первых, из группы «ушли» главного бунтаря Ника Оливери «за плохое поведение», а он не раз, порой, отпугивал своим ором девочек. Во-вторых, на этой пластинке, в отличие от предыдущих, поет практически в каждом треке только фронтмен (за исключением вступительной песни «This Lullaby» с Марком Ланеганом), чей мощный голос любят абсолютно все. В-третьих, появилось немало увлекательных темных баллад — не таких космически недостижимых как «Better Living Through Chemistry» с альбома «Rated R», скорее приземленных, завораживающе репетативных, таких как «I Never Came», «The Blood Is Love» и «Long Slow Goodbye».

Остальные песни соревнуются друг с другом по драйву, так как нрав у них такой же крутой, как и у фронтмена, но все они одинаково хороши: и фонтанирующая грязно-гитарная «Medication», и неоднородная по ритму «Everybody Knows That You Are Insane», и оставляющая сладкое послевкусие «Tangled Up In Plaid», и сказочная «Burn The Witch», и скоростная дорожная «In My Head», и упругая ударная «Little Sister», и безалаберная «Broken Box». Словом, мальчики тоже довольны.

Много упреков сыпалось на голову Омми за то, что он уволил Оливери, якобы, без него музыка группы стала мягче, но фронтмен сумел доказать альбомом «Lullabies to Paralyze», что у него и его коллектива хватит мускул и оригинальных музыкальных идей еще на дюжину лонгплеев. К тому же, по чартовым показателям альбом явно обогнал «Songs for the Deaf», повсеместно занимая места в первых десятках.

Queens Of The Stone Age в 2005 году

Era Vulgaris

Прежде чем приступить к этой работе, группа выпустила CD и DVD «Over the Years and Through the Woods» с записями живых выступлений. На DVD есть песня «I Wanna Make It Wit Chu» — древний блистательный трек из компиляций «The Desert Sessions» — который обретет новую жизнь на будущем студийнике. Также на видео есть забавно названная песня «The Fun Machine Took a Shit & Died». Группа изначально хотела выпустить ее бонусом к «Lullabies to Paralyze», но запись была утеряна и воссоздана в студии уже к релизу «Era Vulgaris».

Era Vulgaris

Название пятого альбома в переводе с латинского звучит как «наша эра». Омми оно понравилось еще и по созвучию со словосочетанием «вульгарная эра» — именно в такое время, по его словам, мы и живем. На этой пластинке Джош стал единственным вокалистом, а музыка стала грязнее и проще, если не сказать удобоваримее. Многие полюбили этот альбом вместе с очаровательными лампочками на обложке, другие же восприняли его прохладно, отмахиваясь а-ля «самая слабая работа группы». Впрочем, действительно, находок на «Era Vulgaris» мало, больше повторов былых удачных ходов, но в целом работа оставляет наиприятнейшее впечатление. Хотя по продажам на сегодняшний день альбом менее успешный, чем другие работы коллектива, да и по чартам на момент выхода он сдал позиции на фоне «Lullabies to Paralyze».

Как и в случае с «Lullabies», безусловной удачей на «Era Vulgaris» стали медленные композиции «Into the Hollow» и шикарная «Make It Wit Chu», в которых голос Омми опускается практически до хрипловатого баритона Ланегана, что его недолго спутать с Марком. Особняком стоит нежная «Suture Up Your Future» — невиданный до этого уровень романтичности в дискографии коллектива. Из «грубых» гитарных номеров всем с ходу запомнился сингл «Sick, Sick, Sick» с удачным каннибальским видео, где женщина поедает друг за другом бедных участников Queens of the Stone Age.

После «Era Vulgaris» Омми пять лет не возвращался в студию вместе со своим основным коллективом. Зато продюсировал альбомы, включая «Humbug» англичан Arctic Monkeys, создал супер-группу Them Crooked Vultures вместе с Дейвом Гролом и Джоном Пол Джоном из Led Zeppelin. Также Queens of the Stone Age ездили в тур по случаю переиздания дебютного одноименного альбома, а в 2012 году началась работа над шестым лонгплеем «...Like Clockwork».

Queens Of The Stone Age в 2007 году

Кирилл Ежов, Оксана Мелентьева. Оригинальная иллюстрация: Егор Троян, 19.06.2013

Поделитесь ссылкой на эту статью