Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть первая: 1997-2002

Мумий Тролль в 2001-м
Фото: Борис Хигрин www.mumiytroll.com

Накануне женского праздника, 7 марта группа Мумий Тролль даст концерт «Это по любви» на сцене недавно открывшейся площадки «Stadium Live». Trill решил освежить в памяти творчество группы — Олег Мартишин в своем обзоре рассмотрит все студийные альбомы Мумий Тролля, каждый по традиции журнала будет оценен по пятибалльной шкале, а также будут указаны две лучшие песни релиза («Обязательны к прослушиванию») и одна, выглядящая на фоне остальных слабее («Слабо»). В первой главе рассматриваются альбомы, вышедшие за пятилетку с 1997 по 2002 год.


Мумий Тролль — Морская

Мумий Тролль - Морская

Мумий Тролль

Морская

Дата релиза: 24.04.1997

Оценка Trill: 5

Всплеск интереса публики в конце восьмидесятых к так называемому «русскому року» практически сошел на нет к середине девяностых, командовала парадом абсолютно безвкусная попса, а патриархов отечественной рок-сцены постиг творческий кризис. На этом фоне появление группы Мумий Тролль в начале 1997 года стало откровением: она никак не была связана с наследием «русского рока», и это и было главным козырем. Звучание дебютного альбома «Морская» было по-европейски глянцевым, тексты представляли собой подчеркнуто неряшливый поток сознания (автора абсолютно не интересовало, что же будет с Родиной и с нами), и голос вокалиста был непривычно андрогинным, мяукающим, и все так же подчеркнуто по-европейски манерным.

Предыстория группы Мумий Тролль известна всем: локально известный в середине восьмидесятых в Приморье коллектив, выпустивший два самопальных демо-альбома, потом длительный перерыв в творчестве в связи с дипломатической карьерой вокалиста Ильи Лагутенко, ну а затем, собственно, возвращение в стиле «пан или пропал» (продюсер Леонид Бурлаков продал квартиру и рискнул своим бизнесом, чтобы записать новые песни Лагутенко в Лондоне).

Результат также известен всем: альбом «Морская» стал культурным феноменом второй половины девяностых в России. В нужное время в нужном месте – инъекция брит-поп-музыки пришлась по нраву российским меломанам, уставшим от доморощенных опусов. Именно с появлением этого альбома рок-музыка в России пережила свой очередной подъем – подростки снова взялись за гитары, а формат радио «Максимум» стал определяющим трендом. Да что там говорить, «Морскую» в те времена слушал каждый первый подросток, и даже сейчас, превратившись в 35-летних менеджеров среднего звена, любой из них наизусть процитирует тексты с этой пластинки.

Когда спустя годы переслушиваешь этот альбом, по-прежнему отмечаешь по-настоящему качественную студийную работу и практически аутентичную меланхолию Туманного Альбиона, которая с развитием группы Мумий Тролль трансформировалась в нечто уж совсем эклектичное.

«Обязательны к прослушиванию» — «Девочка», «Утекай»
«Слабо» — «Роза Люксембург»

Мумий Тролль — Икра

Мумий Тролль - Икра

Мумий Тролль

Икра

Дата релиза: 21.11.1997

Оценка Trill: 5

Уже в ноябре 1997 года, всего через полгода после выхода «Морской», на свет появляется вторая пластинка группы Мумий Тролль под названием «Икра». Илья Лагутенко как-то высказывался, что не стоило выпускать второй альбом так поспешно. Но эта запись была ничем не хуже первой, а в чем-то даже лучше — взрослее и творчески интереснее.

Здесь Мумий Тролль (а точнее, Илья Лагутенко плюс приглашенные студийные музыканты) уже выглядел зрелым коллективом, прошедшим испытание медными трубами и блистательно разрешившим «проблему второго альбома». «Икра» – одна из немногих российских рок-пластинок, которая воспринимается наравне с западными релизами того же времени, звучание стало чуть более жестким и плотным, а тексты – более загадочными и не менее привлекательными.

Именно благодаря альбому «Икра» группа Мумий Тролль во второй половине девяностых окончательно завоевала звание лучшей российской рок-группы, и стала символом поколения.

«Обязательны к прослушиванию» — «Дельфины», «Так надо»
«Слабо» — «Сайонара Диска»

Мумий Тролль — Шамора. Правда о Мумиях и Троллях

Мумий Тролль - Шамора. Правда о Мумиях и Троллях

Мумий Тролль

Шамора. Правда о Мумиях и Троллях

Дата релиза: 28.06.1998

Оценка Trill: 3

Обладая практически незыблемым статусом самого модного и популярного рок-коллектива конца девяностых, «Мумий Тролль» решается на достаточно рискованный эксперимент, и выпускает альбом «Шамора», состоящий из заново записанных старых песен 80-х годов – некая ретроспектива для поклонников, пропустивших по объективным обстоятельствам начальный этап развития группы.

Некоторые треки были изданы прежде в качестве бонусов к «Морской» и «Икре», поэтому уже были известны слушателям. Остальные же песни удивили своей некой непричесанностью и легкомысленностью. Но пара новых «старых» композиций все же стали хитами, доказав, что и на заре своей карьеры Лагутенко писал мелодичные и цепляющие песни.

«Обязательны к прослушиванию» — «Новая луна апреля», «Инопланетный гость», «Вечерний чай», «Воспитанник упавшей звезды»
«Слабо» — «Кассетный мальчик», «Девушки Эмансипэ»

Мумий Тролль — Точно Ртуть Алоэ

Мумий Тролль - Точно Ртуть Алоэ

Мумий Тролль

Точно Ртуть Алоэ

Дата релиза: 05.02.2000

Оценка Trill: 5

Итак, за три года карьеры у группы Мумий Тролль были в активе новаторский дебютный альбом, крепкая и статусная вторая запись, а также экспериментальная ретроспектива старого материала. В 2000 году нужно было вернуться на сцену с сильным новым альбомом, что Илья Лагутенко с коллегами по группе и проделал с блеском.

«Точно Ртуть Алоэ» – зрелая работа матерых музыкантов, никакой робости и проб пера, только лишь харизматичная нахрапистость во взятии очередных музыкальных вершин. В музыкальной прессе данный альбом по большей части оценили не очень высоко, однако мы позволим себе не согласиться — эта запись стала, пожалуй, последней мощной популярной работой группы, попутно явив свету бронебойный хит «Невеста?».

Этот релиз воспринимается как некая рок-опера – настолько масштабно полотно и так мастерски записаны творческие идеи музыкантов, от рок-боевиков до арт-психоделии. Мало какой альбом отечественной рок-группы может сравниться с «Точно Ртуть Алоэ» по широте замысла и качеству воплощения. После данного альбома и грандиозного тура музыканты уже могли себе позволить эксперименты с различными стилями, что было воплощено в следующем альбоме «Меамуры».

«Обязательны к прослушиванию» — «Моя певица», «Без обмана»
«Слабо» — «Клубничная»

Мумий Тролль — Меамуры

Мумий Тролль - Меамуры

Мумий Тролль

Меамуры

Дата релиза: 01.09.2002

Оценка Trill: 4

После такого мощного релиза, как «Точно Ртуть Алоэ», группа Мумий Тролль должна была подготовить для слушателей что-то совсем неожиданное, приятный сюрприз для своих поклонников, пристально следящих за развитием творчества Ильи Лагутенко. Этим сюрпризом оказались «Меамуры» – очень спокойный и лирический альбом, прямо под стать своей приторной розовой обложке.

Саунд группы изменился – стал, как говорят, более попсовым, стали доминировать клавишные и акустическая гитара. Даже Лагутенко стал петь как-то спокойнее и традиционнее, а воплощением альбома стала песня «Это по любви» с достаточно стандартной эстрадной гармонией и мягким звучанием.

Данный альбом был воспринят слушателями достаточно спокойно, однако кредит доверия у группы был настолько высок, что перемены стиля не пугали преданных поклонников, которые даже и не подозревали о грядущих кардинальных метаморфозах в эволюции группы Мумий Тролль.

«Обязательны к прослушиванию» — «Это по любви», «Недопонимающая»
«Слабо» — «Морская капуста»

Мумий Тролль в Сочи (1998). Илья Лагутенко и Олеся Ляшенко.
Фото: Василий Кудрявцев www.mumiytroll.com

Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть вторая: 2004—2010.

Олег Мартишин, 24.02.2012

Поделитесь ссылкой на эту статью