Sigur Rós «Kveikur»

Sigur Rós — Kveikur

Sigur Rós

Kveikur

Дата релиза: 17.06.2013

Жанр: пост-рок, альтернативный рок, экспериметальный рок

Происхождение: Рейкьявик, Исландия

Лейбл: XL Recordings

Северное сияние

Исландские волшебники Sigur Rós, не часто балующие нас сеансами своей чудотворной магии, снова в центре внимания. Причина весьма прозаична — выход новой пластинки, ждать которую, на радость поклонникам, пришлось всего год с небольшим — не в пример предыдущим релизам, перерывы между которыми иной раз достигали четырех лет. Тем не менее, как только Sigur Rós анонсировали новый альбом, стало ясно, что музы попросту не выпускают их из своих объятий, ибо вероятность того, что исландцы приступили к очередным студийным сессиям из коммерческих целей, стремится к нулю.

В январе нынешнего года Sigur Rós из квартета превратились в трио — коллектив нежданно-негаданно покинул клавишник Кьяртан Свейнсон; новый альбом «Kveikur» стал последней записью, к которой он приложил руку. Но ни поспешность выхода диска, ни потеря кадров никоим образом не сказались на качестве выпущенного материала — качестве, которое в случае с музыкальными послами Исландии по традиции остается заоблачно высоким. Собственно, Sigur Rós вполне можно считать мерилом качества как в плане студийных записей, так и живых выступлений. Никакие группы, претендующие на мировое господство (кто знает — тот поймет), не перекроют своими пафосными и дорогостоящими шоу космическую сыгранность и зашкаливающую энергетику концертов исландцев.

Sigur Rós

Здесь сложно обойтись без патетики, ибо, судя по свежему альбому коллектива, Sigur Rós и вправду можно считать главной группой современности. Тем удивительней то, что поют они по-исландски и лирика их песен остается недоступной для 99% населения планеты. Конечно, онлайн-переводчики никто не отменял, но, как бы там ни было, Sigur Rós опровергают догмы о передовом значении текстов. Например, эти скандинавские трубадуры могли бы стать палачом пресловутого русского рока, цепляющегося за поэзию, как за спасательный круг, позволяющий ему оставаться на плаву в море клише и заимствований. Но этим добрякам из удивительной страны гейзеров едва ли нужно кого-то судить, да и говорят они только на одном языке — международном языке музыки.

«Valtari», предыдущая пластинка Sigur Rós, получилась эмбиентная и тягучая — эдакая седативная эльфийская сказка на ночь. Новый же релиз «Kveikur» — полная ее противоположность. С первой же композицией альбома «Brennisteinn» исландцы словно трубят «Подъём!», и мы невольно вскакиваем с кроватей под жесткое и бескомпромиссное гитарное месиво, наталкивающее на смелую мысль о том, что Sigur Rós из пост-рокеров переквалифицировались в пост-металлистов. И если поначалу подобное стремление к утяжелению можно было счесть единичным случаем, то, судя по второму треку пластинки «Hrafntinna», мы понимаем, что это уже тенденция. Колокола тревожно звенят, фронтмен Йонси Биргиссон поет с какой-то скрытой в голосе нервозностью, атмосфера максимально накалена — как в преддверии чего-то эпохального и решающего.

Далее следует «Ísjaki» — блистательный сингл и стопроцентный хит, который наверняка попадет в ротацию различных альтернативных радиостанций. «Ты никогда ничего не говорил. Ты тихий, как могила. Ты — айсберг» — очевидно, данный трек повествует о внутренней изоляции некоторых людей и невозможности окружающих расколоть их лёд. Взятый темп немного падает на следующем номере этого музыкального спектакля — «Yfirborð» — чтобы вновь нарастить обороты на «Stormur» — драйвовом и нарочито гитарном.

В рамках кампании по продвижению нового альбома, группа выступила на шоу Джимми Фэллона американского канала NBC, появившись на телеэкране впервые за десятилетие, если не считать участие их рисованных образов в сериале «Симпсоны».

Экватор альбома преодолен, и можно проводить аналогии. И здесь почему-то кажется, что из предыдущих работ исландцев «Kveikur» по настроению ближе всего к «Ágætis byrjun» — альбому, с которым группа вышла на международную арену — в нем определкнно чувствуется тот же музыкальный нигилизм вчерашних дебютантов, что особенно парадоксально, учитывая, что Sigur Rós уже давно не мальчики и играют вместе почти два десятилетия.

Титульный трек «Kveikur» — еще один ключевой номер пластинки. Беспокойный, наэлектризованный до предела, он послужил бы отличной звуковой дорожкой для фильма с грандиозными батальными сценами. Сантименты в сторону — музыканты несомненно вышли на тропу войны. Следующие за ним «Rafstraumur» и «Bláþráður» гнут всe ту же линию и, хоть и не являются откровениями для поклонников группы, но отлично вписываются в общую концепцию альбома и для другой группы вполне смогли бы стать прорывными. Черту пластинки подводит «Var» — неспешный инструментал и своеобразный привет предыдущей записи исландцев — лучшего эпилога и не придумаешь.

«Kveikur» — очередная жемчужина в студийном каталоге Sigur Rós, представляющем собой настоящую сокровищницу. Этот релиз наверняка сможет посоревноваться за титул альбома года, хотя в случае с исландцами подобные регалии — не больше, чем просто пыль. Они были и остаются вне музыкального рынка с его актуальными веяньями и сиюминутной модой на ширпотреб. Sigur Rós — это новая классика и одна из групп, по которой впору рассказывать о нашем времени потомкам. Но лучше любых слов о Sigur Rós скажет то, в чем они давно как рыбы в воде — музыка.

Дмитрий Кузубов, 05.07.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор