Поиск по сайту

Gesaffelstein «Aleph»

Gesaffelstein - Aleph

Gesaffelstein

Aleph

Дата релиза: 28.10.2013

Жанр: Техно, электро, инструментальный хип-хоп

Происхождение: Лион, Франция

Лейбл: Parlophone, The Vinyl Factory

Времена простых жанров прошли. Границы стилей в электронной, да и в живой, пожалуй, музыке уже давно не такие четкие и ясные, как были когда-то. В наши дни, когда накидать трек исключительно танцпольной направленности можно на мобильном телефоне, творчество техно-электро-хаус и иже с ними композиторов, работающих над номерными и именными альбомами, стало подстраиваться под две задачи — поиск нового звука и расширение стилистических коалиций на смежных территориях современной поп-музыки. А для танцпола никогда не поздно выпустить сборник ремиксов.

Французский диджей Майк Леви, т.и.к. («также известный как» — здесь и далее) Gesaffelstein, знает толк и в ремиксах (в этом спектре деятельности Майка наиболее известны его обработки Moby, Lana Del Rey, Miss Kittin, Depeche Mode), и в создании межстилистических конгрегаций (самый заметный пункт в резюме Майка — работа над «Yeezus» Канье Уэста, сопродюсером которого он является), и в поиске собственного саунда — несколько оригинальных EP, выпущенных с 2008 года, закрепили за ним славу прогрессивного, интересного и нестандартно мыслящего музыканта. Однако слава, формируемая «с миру по нитке», какой бы всемирной она ни была — это колосс на глиняных ногах, и первый полноценный самостоятельный альбом — самое серьезное испытание для любого музыканта.

Gesaffelstein
Gesaffelstein

Успех альбома напрямую зависит от того, насколько средства его создания соответствуют цели и оправдывают ее, и вряд ли есть на свете хоть один композитор, не понимающий этого. Сложность не в том, как выбрать Правильную Цель, а в том, чтобы не допустить конфликта интересов, выбирая сразу несколько целей одновременно, что, может, в концептуальном плане и пойдет на пользу пластинке — если о ней говорить, — но в плане ее восприятия будет лишь рассекать ее на составные элементы эклектическими минусами.

Майк Леви, т.и.к. Gesaffelstein, очевидно, не ставил перед собой самые простые цели и задачи, выпуская дебютный LP «Aleph», считая, что простые цели и задачи им уже достигнуты, и на новом этапе «Aleph» станет по отношению к былым заслугам этакой фигурной скобкой, обозначающей еще более высокий приоритет вложенных операций — тех же самых, что ранее были совершены по отдельности, а теперь впервые объединены в одно целое. Амбиции Майка следуют и из его псевдонима, этимологически базирующемся на немецкой категории абсолютного совершенства в искусстве (Gesamtkunstwerk, что, соответственно, указывает и на жанровых предтечей Майка, коих он заслушивал до дыр в годы музыкального становления — речь, конечно, идет о Kraftwerk) и имени небезысвестного ученого, чьим работам французский диджей, по его словам, буквально «поклоняется». И все было бы хорошо, ведь в каждой из обозначенных сфер Майк достиг определенного совершенства: его техно синглы «Variations», «Conspiracy», «Modern Walk» etc. обозначили свойственную ему индивидуальную стилистику — верность каждому квадрату, выскобленному в жестковато-прямолинейной последованости лупов, нанизанных на упругий бас, а неизбежно должный быть упомянутым «Yeezus» пролил света на новую грань альтернативного хип-хопа, на который в ближайшем будущем будут равняться все кому не лень. Проблема в том, как все это вместе взятое уживается в формате альбома.

Одна лишь предпрослушка выявляет четкое разделение на «техно»-треки («Pursuit», «Duel», «Hate of Glory», «Obsession», «Trans») каждый из которых в extended version способен обеспечить власть на танцполе любому диджею, и инструментальный хип-хоп, звучащий как материал, вполне пригодный для нового детища Канье, который он назовет не иначе как «KANYERISM» («Hellifornia», «Nameless», «Destinations», «Aleph») — стоит взглянуть на обложки «Yeezus» и «Aleph», и ощущение преемственности не оставит уже никогда. Все остальные композиции будто зависают в стилистическом пространстве альбома, вызывая ощущение, что их неопределенность — результат неопределенности самого автора, который так и не понял, чего он ими хотел добиться. Но отделаться от некой довлеющей самоуверенности Майка, решившего обойтись исключительно собственными силами — ни одной вокальной партии или вообще какого бы то ни было featuring, способного акцентировать стилистические грани на «Aleph» нет — тоже не получается, и напрашивается следующий вывод: считая весь представленный на «Aleph» материал достаточно гармоничным для объединения, французский музыкант не ощущает иллюзорности этой «золотой середины», когда собственные импровизации на почве условно родственных с техно стилей отпочковываются и разветвляются, обогащая и расцвечивая несущий стержень. Вешать на «Aleph» ярлык «для танцпола» Gesaffelstein явно не захотел, но и обращаться к проверенному рецепту удачного разностороннего электронного альбома (приглашаем MC на брутальные хип-хоп треки, приглашаем female на меланхоличные трип-хоп треки и разбавляем двигательным инструменталом) тоже не стал. В итоге имеем то, что имеем — двигательно-функционирующий инструментал, разбавленный эмоционально-функционирующим инструменталом, в котором слышатся незвучащие голоса.

Существует один стишок для запоминания всех букв из алфавита иврита. Создан он по той же схеме, что и все прочие стишки «для запоминания» — главное срифмовать все в нужной последовательности и не акцентировать внимание на смысле. Поэтому если читать стишок «Буква АЛЕФ с буквой БЕТ Просыпаются чуть свет»... ради сюжета и образного ряда, не исключено, что свет в голове как раз и померкнет. Все, что звучит в дебютной пластинке Майка Леви, рифмуется — но не более. Ее хватило бы на три полноценных сингла, которые бы заставили поклонников еще сильнее ждать долгоиграющего альбома. А мы получили альбом, который заставляет ждать скорее синглов с ремиксами.

Буква ТАВ, кстати, — последняя буква в алфавите — по сюжету стихотворения «несется впереди». Между ней и АЛЕФ’ом — еще двадцать знаков. Если для того, чтобы оказаться впереди той волны молодых электронщиков, поднимающейся сейчас по всему миру, Майку Леви потребуется двадцать альбомов, то о его альбоме «Tav» не будет писать уже никто.

Егор Алексеев, 04.11.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор