Morcheeba: кровь, дым и бархат

Morcheeba

В августе 2009-го Скай Эдвардс (Skye Edwards), выступая на лаунж-фесте в саду Эрмитаж, обронила между песнями: «Если моя карьера певицы незаладится, я всегда смогу заработать пошивом платьев» — оказалось, что сценические костюмы она создаёт себе сама. Навряд ли в тот день певица, шестью годами ранее ушедшая из состава Morcheeba ради сольной карьеры, знала, что менее чем через год она снова будет стоять на сцене в Москве рядом со старыми товарищами. Группа, так и не нашедшая достойной замены Скай, счастливо воссоединилась с вокалисткой, которая также не смогла достичь заметных успехов в одиночку. Так что пошив костюмов не превратился в основное занятие темнокожей англичанки, хотя она его и не забросила: спустя ещё год с небольшим, 19 октября 2011 года, Скай выходила на сцену Arena Moscow в роскошном красном платье собственного производства.

Сравнение с концертом в Эрмитаже напросилось ещё раз: показалось что для сильного голоса Скай всё-таки более подходят именно открытые фестивальные просторы, а не замкнутые пространства. Даже зала одного из крупнейших московских клубов оказалось маловато — голос требовал свободы, хотел вырваться за пределы «Арены», и звукорежиссеру порой не удавалось его сдержать — акустика заводилась и подсвистывала. Визуальная составляющая была довольно аскетичной, подстать музыке томной и мягкой. Не было ярких прожекторов, стробоскопов и прочей суеты. Ощущение чилаута в большом клубе. Даже Скай освещалась неярко, а уж музыкантов из глубины зала, пожалуй, и вовсе не было видно.

Музыкантов было пятеро: Скай представила басиста, ударника, ди-джея, клавишника, и гитариста — сооснователя Morcheeba Росса Годфри (Ross Godfrey). Старшего брата Пола Годфри (Paul Godfrey) замечено не было. Росс, в свою очередь, представил Скай, и зал оглушили апплодисменты. Скай поёт близко к идеалу, и поэтому описать её очередное выступление довольно сложно — не за что зацепиться, всё просто безукоризненно. Она медленно плывёт по сцене с улыбкой, и без толики видимого напряжения берет низкие ноты, бархатом покрывающие слух. Росс был настолько непритязательно одет, что его перемещения по сцене напоминали работу члена техперсонала, который просто следит чтобы всё работало как надо. В принципе, оно так и было, на сцене в этот вечер действительно была только одна звезда, а техник Росс делал всё для того чтобы она предстала перед нами в самом лучшем свете. И единственными его инструментами, которыми он владеет исключительно профессионально, были электрогитары. Он заставлял их разговаривать и плакать, трещать, звенеть и квакать, а на «Crimson» Росс выдал соло, которое длилось дольше самой песни, и раскрывало в ней прямо-таки стадионный потенциал.

Morcheeba

Формально, описываемое выступление являлось частью турне в поддержку прошлогоднего альбома «Blood Like Lemonade», которое стартовало ещё в апреле 2010-го, и с перерывами продолжалось до сегодняшнего дня. В рамках него Morcheeba приехали в Москву во второй раз, и к очередному концерту песен из «поддерживаемого» альбома почти не осталось: в сет-листе нашли место лишь открывающая диск «Crimson» и заглавная «Blood Like Lemonade». Больше всего песен — пять — прозвучало из классического «Big Calm», три — из «Charango», по две из «Fragments of Freedom» и дебютного «Who Can You Trust», что, собственно, вполне кореллирует с хит-парадом слушательских пристрастий. Не стоит и говорить, конечно ни одна песня не напоминала о двух альбомах, вышедших в отсутствие Скай — об этом периоде группа просто не вспоминает.

Открыли концерт «The Sea» и «Friction», прозвучавшие почти в тишине. Русские, как всегда, долго запрягают, зато потом едут — не остановить. На третьей песне — «Otherwise» — в зале была замечена жизнь, и дальше всё шло по нарастающей. «Get Along», «Slow Down», «Trigger Hippie» уже подпевали, «Over and Over» пели хором. Скай иногда делала довольно длинные паузы между песнями — было заметно что на сцене очень жарко, но эти паузы воспринимались как часть шоу, потому что Скай общалась с залом — как обычно, очень непринужденно и с юмором. Когда всплыла неизбежная тема рашн-водки, она поспешила напомнить: «Don’t drink and drive!», правда тут же добавила: «Just smoke and fly!». Тема «мариванны» поднималась и позже, но чему удивляться, если в самом названии корабля заключено слово «cheeba», что есть ничто иное, как сленговое название этой самой «мариванны». Ещё Скай поинтересовалась как по-русски звучит слово «blood», и сообщила что теперь знает два русских слова: «spasibo» и «krov», что её саму очень забавляло.

Сет-лист московского концерта ничем не отличался от сет-листов других европейских концертов — у профессиональных групп всегда так: каким бы экспромтом всё ни казалось, сколько раз бы Скай не спрашивала у Росса «ну, что у нас дальше?», все спланировано и разыграно заранее. Но всё же есть у российской публики преимущество: только для нас Скай исполняет кавер «From Russia With Love» Мэтта Монро. Причём делает это настолько красиво, что хочется ещё сильнее любить Родину.

Во время исполнения последней песни Скай попросила подняться на сцену одну из поклонниц из первого ряда, с которой попела, станцевала, а также сфотографировалась на её фотоаппарат. И хотя этот трюк тоже не экспромт, зато девушка не «подсадная». Нам удалось разыскать эту девушку, скрывающуюся под псевдонимом Spasm Identity, и вот что она нам рассказала: «Morcheeba я впервые услышала по радио в 2000-м, так все и понеслось. В прошлом году я тоже была на московском концерте, тоже в первом ряду, тоже напротив Скай. А почему меня вытащили на сцену в среду? Да потому что я пела все песни, танцевала и отрывалась!» Это о ней Скай сказала «She's magic!».

Ну, а группа на этом сказала «do svidaniya», и отбыла на завершающее тур выступление в знаменитом клубе KOKO. В Лондон. Из России. С любовью.

Андрей Мальцев, 21.10.2011

Поделитесь ссылкой на этот обзор