Сильная половина

Сильная половина

Фестивальный туризм — одно из тех явлений, которые входят в моду сразу, как только им придумывают название. Для России, где слово «фестиваль» до сих пор ассоциируется преимущественно с авторской песней, мода на всемирные праздники живого звука, собирающие на огромных площадках столько звезд музыкальной сцены, что увидев за несколько дней всех своих кумиров воочию и услышав их вживую хочется бросить все и мчаться через полмира, чтобы посмотреть на них еще раз — эта мода только начинает набирать обороты. Не успела подойти к концу весна, как повсюду уже составлялись списки самых главных летних событий для тех меломанов, чьи аппетиты давно не утоляются внутри родной страны, а близкий сердцу «фест» означает гораздо больше, чем сокращение от «фестиваль».

У понятий «лето» и «фест» и так достаточно смежных семантических зон, но если еще и поставить оба слова рядом, то они начинают обозначать нечто единое, созданное самой природой. И как естественно ощущать желание, чтобы лето длилось подольше, вкусив прелести всего пары солнечных деньков своего отпуска, так же естественно, влившись в поток концертных апогеев, стремиться пробыть в нем подольше. До того момента, когда для многих оба слова станут синонимами, остается совсем немного. Не важно, кто поедет на «фест», кто просто пойдет в отпуск — природный эскапизм восторжествует, и вся жизненная энергетика перейдет из сферы общественной в сферу личную. Последняя подменяет собой первую, разрастаясь до интернациональных масштабов, и естественно, что когда торжествует хобби, во всех прочих сферах воцаряется затишье.

Затишье это условное — новые альбомы продолжают выходить, чьи-то неусыпные блоги продолжают их освещать, так что тот, кто хочет быть в курсе — будет в курсе. Другое дело, что лето в интересующем нас контексте уже гораздо больше, нежели просто время года, как в плане времени, так и в плане самого года. Время то ли останавливается, то ли замедляется, то ли в нем отпадает всяческий смысл, а ничтожно малые три месяца превращаются в известный композиционный элемент для оформления наполовину прожитого года — история внутри истории, год внутри года. В итоге самая короткая календарно часть становится бездонной пропастью на пути, в которую хочется погрузиться и из которой порой совсем не хочется вылезать. В нашем случае в этой пропасти нахоядтся все летние музыкальные фестивали мира, идеальное решение для одновременного отдыха, побега от повседневности и обыденности и поиска тех впечатлений, с которыми можно будет продолжать по осени свой жизненный цикл из оставшихся в текущем году дней. И тут возникает одно «НО».

Возвращаясь в сентябре, помимо всего прочего, к привычному слежению за новыми событиями в музыкальной индустрии, с трудом верится, что идет тот же самый год. Да и стоя на краю лета сложно иногда уместить в голове простые факты — например, что второй альбом Everything Everything — «Ark» — вышел в январе этого года. Когда-то это может происходить из-за того, что мыслить о чем-либо ином, кроме планов на лето, которые вот-вот сбудутся, не представляется возможным, когда-то — потому что первая половина года оказалась неимоверно богатой и насыщенной событиями, каждое из которых оттесняло предыдущее на задний план. Про 2013 можно с уверенностью сказать, что он относится ко второму случаю. Количества интереснейших релизов, новых имен и громких дебютов, долгожданных и неожиданных возвращений, уместившихся в неполные шесть месяцев, хватило бы и на целый год. Так что неудивительно, если тем, кто набросился с нетерпением на новый альбом Editors, январские пластинки кажутся уже чуть ли не прошлым веком. А ведь впереди еще новые творения от Placebo, Pet Shop Boys, White Lies, Travis, Franz Ferdinand, AlunaGeorge, Moderat, Wu-Tang Clan etc. Это только из разряда подтвержденных. Как потом все это изобилие свести воедино?

Самым логичным шагом кажется предварительное подведение итогов. Составление списков с однозначными форвардами в пределах определенных стилей и направлений (а такие лидеры уже есть), не отягощенные явными провалами, которые, впрочем, забавы ради, тоже можно вынести в отдельный список (а такой расстрельный лист уже при желании не трудно набросать). Это чтобы редакторы, журналисты и критики тоже могли с чистой совестью предаться фестивальному туризму на все то время, пока молчат афиши, и вернуться на работу не обременненные лишней информацией. Нормальная практика — за одним исключением. Полной картины того, что за минувшее полугодие произошло в современной музыке предварительными итогами не дашь, и кто, в конце концов, поручится, что его видение успехов и неудач будет объективным?

Летние музыкальные фестивали — сами по себе неплохое подведение итогов. Все музыканты, отметившиеся новой студийной работой, так или иначе должны привлечь внимание к своему свежему материалу, и помимо собственных туров не прочь выступить и на многотысячных концертных площадках. Лайн-ап (он же Programma) большинства фестивалей — верный способ узнать главные фигуры Музыкального Олимпа—2013. Не появляйся среди них те, чью гастрольную деятельность обеспечивают много лет не пополнявшиеся новым материалом дискографии (например, Portishead, Kraftwerk, Nine Inch Nails, The Cure, The Prodigy etc), списками заявленных исполнителей можно было бы смело подводить предварительные итоги без лишних рассуждений. Одно хорошо — каждый фестиваль следует определенному курсу в море современных музыкальных направлений, и даже те кто по разным причинам не вписался в программу, дабы представить свежевышедшую пластинку, могут оказаться в струе, если слушать их, скажем, по дороге на фестиваль.

Таким образом можно будет не только поймать нужное настроение еще до прибытия на место, но и осветить все достижения в данном стиле за последние полгода. Самое главное, что никто, кроме самого слушателя, не будет расставлять акценты и выбирать «лучших».

По крайней мере, до конца года.

Музыкальный фестиваль в Гластонбери, Великобритания («Glastonbury»)

Взять знаменитые рок-фестивали. Rock am Ring (Германия, 7–9 июня), Hurricane (Германия, 21–23 июня), Glastonbury (Великобритания, 26–30 июня), Open’er (Польша, 3–7 июля), Exit (Сербия, 10–14 июля), Lollapalooza (США, 2–4 августа). Любой из перечисленных фестивалей сам по себе лучшая характеристика для творчества выступающих на нем артистов, большая часть которых сочла бы оскорблением приставку indie, возникни та ненароком в определениях их стиля, колеблющегося от классического рока лишь к альтернативному року и никак иначе. Соответственно, из списка альбомов первой половины года, которыми нужно заполнять iPod, направляясь на Glastonbury (если вы один из терпеливых счастливчиков, которые успели еще осенью купить туда билет), скорее всего можно будет выбрать победителя полуфинала борьбы за «Лучший рок-альбом» и/или «Лучший альтернативный рок-альбом». Итак, что же слушать по дороге на рок-фестиваль?

Музыкальный фестиваль Сигет («Sziget», Венгрия)

Менее консервативные, но не менее авторитетные фестивали предоставляют большую свободу выбора, и единственное, что порой может объединить разношерстные коллективы, сменяющие друг друга на сцене — это то самое набившее оскомину «инди», в данном случае подразумевающее стремление музыкантов уйти от гитарной диктатуры, а не избавиться от гитар вообще. Они любят гитары. Просто играют на них так, что порой надо увидеть их на сцене, чтобы в это поверить. Поверить можно будет вот здесь: Pitchfork Music Festival (19–21 июля, США), Boonaroo Music Festival (13–16 июля, США), PUKKELPOP (2–4 августа, Бельгия), SZIGET (5–12 августа, Венгрия). Поскольку «инди» — самое всеобъемлющее слово в современной музыке, плейлист в дорогу придется собирать внушительный, но зато вы точно будете знать главных претендентов на звание «Прорыв года» (или «Лучший дебют»), ну и, конечно же, «Лучший инди альбом». Поглядев на список внизу, становится понятно, что иногда все три номинации могут совпасть.

  • !!! — THR!!!ER
  • Anouk — Sad Singalong Songs
  • Bastille — Bad Blood
  • Beach Fossils — Clash The Truth
  • Beady Eye — BE
  • Bleached — Ride Your Heart
  • British Sea Power — Machineries of Joy
  • Camera Obscura — Desire Lines
  • Caveman — Caveman
  • Clinic — Free Reign II
  • Daughter — If You Leave
  • Delphic — Collections
  • Dirty Beaches — Drifters — Love Is The Devil
  • Ducktails — The Flower Lane
  • Dutch Uncles — Out of Touch in the Wild
  • Esben And The Witch — Wash The Sins Not Only The Face
  • Everything Everything — Arc
  • Foals — Holy Fire
  • Foxygen — We Are The 21st Century Ambassadors Of Peace & Magic
  • Girls Names — The New Life
  • I Am Kloot — Let It All In
  • Imagine Dragons — Night Visions
  • IO Echo — Ministry Of Love
  • Jim James — Regions Of Light And Sound Of God
  • Local Natives — Hummingbird
  • The Mary Onettes — Hit The Waves
  • ME — Even the Odd Ones Out
  • The Neighbourhood — I Love You
  • Noah and the Whale — Heart of Nowhere
  • The Pastels — Slow Summits
  • Peace — In Love
  • Post War Years — Galapagos
  • Psychic Ills — One Track Mind
  • PVT — Homosapien
  • Ra Ra Riot — Beta Love
  • The Ruby Suns — Christopher
  • Savages — Silence Yourself
  • Serafina Steer — The Moths Are Real
  • Tegan and Sara — Heartthrob
  • These New Puritans — Field of Reeds
  • Vampire Weekend -Modern Vampires of the City
  • Var — No One Dances Quite Like My Brothers
  • Veronica Falls — Waiting For Something To Happen
  • The Virgins — Strike Gently
  • Wave Machines — Pollen
  • The Woken Trees — NNON
  • Yeah Yeah Yeahs — Mosquito
  • Youth Lagoon — Wondrous Bughouse

Pitchfork Music Festival (США)

С учетом того, что где-то рядом прозвучало название Pitchfork, хотелось бы пояснить, что в фестивальных рамках иногда абсолютно теряется за ненадобностью деление инди-артистов на «поп» и «не поп». Особенно когда надо раскрутить того, кого ты выдвинул в авангард новой музыки. Для консервативных российских слушателей такой универсальный подход, пожалуй, еще слишком радикален и во избежание разжигания межстилистических розней, прилагается отдельный перечень тех, кого можно было бы слушать в общем инди-плейлисте, но не забывать, что они будут претендовать скорее на звание «Лучшей поп-пластинки».

С интеллектуальной и экспериментальной электронной музыкой дело обстоит немного сложнее. Не тот это материал, чтобы, не разбавляя выдержанную в едином духе программу, собирать гигантские аудитории и удерживать их несколько дней подряд. Поэтому «чистоту стиля» не выдерживает ни один специализирующийся на электронике фестиваль. Что не говорит о том, что их нет вообще. Немецкий Melt! — тот случай, когда лайн-ап вполне мог бы и заменить список соответствующих духу фестиваля пластинок, вышедших в свет за последние шесть месяцев. С 19 по 21 июня в Феррополисе выступят все самые заметные электронщики года, от Atoms for Peace до Disclosure, так или иначе создающие свои произведения с оглядкой на мейнстрим — только не подстраиваясь под него, но подстраивая его под себя. Это безусловно заслуживает звания «Лучший электронный альбом», на которое могут претендовать все те пластинки, способные скрасить дорогу до Феррополиса.

Melt Festival (Германия)

Вышеприведенный список не таит в себе никаких загадок. Практически любую пластинку можно более или менее классифицировать по видам и подвидам, начиная от электропопа, чиллвейва и трип-хопа, и заканчивая синтипопом, дабом и пост-дабстепом. Это для тех, кому захочется выделить еще несколько номинаций. А вот с подлинно экспериментальной электроникой, так сказать, «чистой воды», этот номер не прокатит. Это музыка не для простых смертных, если вообще для смертных, и как правило, определения «экспериментальная» (или IDM) критикам оказывается достаточно, чтобы отмахнуться и не вдаваться в подробности — а то не дай Бог заподозрят в том, что никто ее не слушал. Поэтому удивительно, что на свете есть место (а также и время) для такого фестиваля как Sonar, электронного фестиваля с 20-летней историей. Говорящий факт: в программе этого года были заявлены, например, Nicolas Jaar и Vatican Shadow. От одного только созерцания этих имен хотелось наполнить плейлист той музыкой, которая дольше переваривается, нежели слушается — дабы подготовить себя к тому, что будет твориться на сцене. Сколько будет перевариваться весь список страшно даже предположить, однако для того, чтобы понять, кто самый лучший претендент на «Главный IDM-альбом 2013», придется рискнуть.

  • Access to Arasaka — ecrasez l’infame
  • Apparat — Krieg Und Frieden (Music For Theatre)
  • Autechre — Exai
  • Banco De Gaia — Apollo
  • Baths — Obsidian
  • Bibio — Silver Wilkinson
  • Boards of Canada — Tomorrow’s Harvest
  • The Black Dog — Tranklements
  • Broadcast — Berberian Sound Studio
  • Dean Blunt — The Redeemer
  • Ellen Allien — LISm
  • Four Tet — 0181
  • John Roberts — Fences
  • Jon Hopkins — Immunity
  • Lapalux — Nostalchic
  • Matmos — The Marriage of True Minds
  • Mountains — Centralia
  • The Mount Fuji Doomjazz Corporation — Roadburn
  • Ochre — National Ignition
  • Pantha du Prince & The Bell Laboratory — Elements Of Light
  • Haxan Cloak — Excavation

«Sensation»

И чтобы совсем уж закончить с фестивалями и электронной музыкой, нельзя не упомянуть их самую народную разновидность — клубно-танцевальную. Вот где самый подходящий повод проверить свои мечты на прочность и выснить, сколько дней и ночей напролет можно танцевать и не думать ни о чем. В помощь — главные хаус- , техно- , транс- и электро-гении современности и самые эрогенные точки на теле планеты, начиная с Sensation и заканчивая Kazantip. Стоит ли говорить, что самые нетерпеливые могут начинать танцевать уже в поезде (в самолете, пожалуй, не стоит) под любой из этих альбомов:

  • Andrew Bayer — If It Were You, We’d Never Leave
  • Armin van Buuren — Intense
  • Little Boots — Nocturnes
  • Lulu Rouge — The Song Is In The Drum
  • Maxmillion Dunbar — House of Woo
  • Miss Kittin — Calling From The Stars
  • Seba — Identity
  • Sebastien Leger — Back To Basics
  • Timo Maas — Lifer
  • Trus’me — Treat Me Right

Несмотря на то, что селекция в отношении фигурантов списков проводилась лишь формальная, всеохватывающими их, естественно, не назовешь. И тем не менее, каждый из них предоставляет достаточное пространство для выбора, подтверждая уже ранее сказанное: первая половина года оказалась настолько сильной, что в декабре, скорее всего, интересно будет уже не столько окончательно подводить итоги, сколько сравнивать два полугодия.

В этом контексте гораздо важней становятся не имена музыкантов, уже внесенные в календарь релизов на вторую половину года, а имена, которых мы еще не знаем, потому что от них, загадочной массы новичков — и, возможно, ветеранов — зависит, в чью сторону в итоге склонится чаша весов.

Егор Алексеев, 21.06.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор