Лучшие ПОП-альбомы 2013 года

Лучшие ПОП-альбомы 2013 года

Мы долго ждали подходящего момента для подведения итогов, и вот по каким причинам:

во-первых, нам хотелось найти для этих самых «итогов» наиболее подходящую форму. Объединять сводным списком сразу все интересные и достойные музыкальные альбомы было бы не вполне корректно, слишком уж они разные — и по стилю, и по содержанию. Потому для каждого отдельно взятого жанра мы решили составить свой собственный «топ» и выпустить его под соответствующим заголовком;

во-вторых, количество позиций в каждом списке мы сократили до десяти — не в связи с нехваткой кандидатов, а с их, как раз-таки, переизбытком. Нам и самим себе было бы сложно объяснить, чем, к примеру, 33-е место отличается от 34-го (или 84-го), а уж отвечать перед читателем, почему один музыкант удостоился 33-ей строки, а его коллега 34-ой (или 84-ой!), скатываясь к туманному «наитию» или элементарному снобизму нас совсем не прельщало. Тем не менее обнулять все вынесенное за скобки ТОП-10 мы тоже не стали, и «список победителей» решили предварять перечнем тех, кого мы также слушали в этом году (некоторых подолгу, а некоторых — нет, кого-то добровольно, а кого-то только потому, что их песни становились неотъемлемым признаком окружающей среды (да, Майли, это тебя касается)): в большинстве случаев любой из подобного перечня будет достоин одинацатого места, и вам ничто не помешает его туда поставить;

в-третьих, терпение зачастую позволяет избавиться от неудобных вопросов — типа «почему в вашем списке нет альбома Beyonce?». В нашем списке он будет — потому что ему там самое место, и здесь разговоры про наитие и проч. будут уже более чем уместны. Спасибо тебе, Beyonce, если бы не ты, одна строчка в списке осталась бы пустой.


Вот те поп-альбомы, которые мы слушали в 2013 году:

Celine Dion Loved Me Back to Life
Gabriella Cilmi The Sting
Belinda Carlisle Icon
Cher Closer To The Truth
Jessie J Alive
Selena Gomez Stars Dance
Katy Perry Prism
Kelly Clarkson Wrapped In Red
Miley Cyrus Bangerz
Britney Spears Britney Jean
Avril Lavigne Avril Lavigne
Laleh Colors
Elton John The Diving Board
Backstreet Boys In A World Like This
Ciara Ciara
Demi Lovato Demi
Lady Gaga Art Pop
Stromae Racine Carree
Skylar Grey Don't Look Down
Ariana Grande Yours Truly

И вот альбомы, которые мы будем слушать даже тогда, когда год закончится:


Janelle Monáe «The Electric Lady»

Janelle Monáe «The Electric Lady»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №10 - Janelle Monáe «The Electric Lady»

Второй альбом американской певицы, продолжающий историю ее лирического альтер-эго Cindi Mayweather в тех же футуристических музыкальных и стилистических декорациях, навеянных фильмом «Метрополис» от 1927-го года. Собственно, в истории Жанель тоже есть Метрополис — в этот город и отправляется из будущего главная героиня, андроид-мессия, чтобы спасти его жителей от тайного общества «Великий Разделитель» (The Great Divide), на дух не переносящего свободу, любовь и прочие гадости. Концептуальность не самый подходящий для поп-музыки изыск, даже если пытаться возводить эту концепцию в рамках мейнстрима (а таковым в 2013-м был, безусловно, r’n’b), и идейно-стилистические опусы в 19-ти треках с вступлениями, отступлениями, прелюдиями и интерлюдиями простому слушателю вряд ли будут интересны. Потому, будучи порождением нескольких доминирующих сегодня стилей (хип-хоп, соул, фанк), «The Electric Lady» ими же и задвигается куда-то вдаль, чтобы не препятствовать течению. И высится в стороне как одна из тех вершин, которыми большинство предпочтет любоваться снизу, нежели покорять их. Сочинять и исполнять историю Синди Жанель помогали Erykah Badu, Big Boi, Cee Lo Green, Solange Knowles, Miguel, Prince и Esperanza Spalding.


Icona Pop «This Is... Icona Pop»

Icona Pop «This Is... Icona Pop»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №9 - Icona Pop «This Is... Icona Pop»

«Международный дебют» стал для шведского дуэта Icona Pop, по сути, вторым полноценным альбомом, пусть и выпущенным под эгидой все того же супер-хита с Charli XCX «I Love It». Ключевое слово для объяснения того, почему новая пластинка Каролины Елт и Аино Яво достойна места в десятке лучших поп-пластинок года — Швеция. Поп-индустрия этой страны не только обрабатывает запросы всего мира наряду с Великобританией и США, но и формирует эти запросы — подчас опережая и Америку, и Англию. В этом смысле новый LP девушек вбирает в себя чуть ли не весь потенциал euro-dance и electro-pop музыки шведского происхождения, концентрируя и направляя его на слушателя нового поколения.


Tegan & Sara «Heartthrob»

Tegan & Sara «Heartthrob»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №8 - Tegan & Sara «Heartthrob»

Ни один из предыдущих шести альбомов канадской группы, костяком которой являются сестры-близнецы Тиган и Сара Куин, нельзя было бы положительно характеризовать, включив даже в тройку лучших поп-альбомов за последние едва ли не пятнадцать лет. Неважно, какие стили полировали они своим вдохновением, фолк, панк, альтернативный рок — результат в корне отличался от поп-музыки. При создании «Heartthrob» Tegan and Sara взяли радио-формат за основу, в результате чего добрая половина песен из альбома могла бы ротироваться так, как не ротировалась прежде ни одна их песня, а стилистическим ориентиром стал также адаптированный под радио-стандарты синти-поп. Самое главное — умение писать мелодичные и красивые песни сестры менять ни на что не стали, и в конечном счете это пошло им только на пользу. Да, это по-прежнему будет музыка с подзаголовком «indie», но в самом прямом смысле — без заходов на смежные стилистические пространства, без заигрывания с форматом; просто хорошая, независимая от тех самых трендов пластинка. Которую сможет услышать, понять и принять большее количество человек. А разве не в этом плюс поп-музыки?


Charli XCX «True Romance»

Charli XCX «True Romance»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №7 - Charli XCX «True Romance»

Если воспринимать название как бы дебютного альбома британской певицы Шарлотты Эйтчисон, каковое имя мало что кому скажет, в отличие от ее псевдонима Charli XCX, в качестве отсылки к фильму «Настоящая любовь» по сценарию Квентина Тарантино, то все очень быстро встанет на свои места. Тотальный mash-up, обрушившийся в 90-е на все сферы поп-арта, не исключая и музыку, превратил каждого писателя, режиссера, художника и музыканта в этакого ловкого манипулятора, в чьих руках сходятся нити из самых разных направлений современного ему искусства. Произведение, в итоге, будет слагаться из тех отзвуков, которые будут сообщаться по этим нитям-проводам при малейшем взаимодействии с ними. Нити Charli XCX ведут в те же самые 90-е. По ее словам. Какие-то из них будут цеплять наследие girl-band, во всем блеске их былого великолепия, какие-то — винтажный house и безаналоговый синти-поп. И возникнет парадоксальный эффект абсолютной имманентности — Шарлотта, рожденная в 92-м, будет таким же выходцем из этой эпохи, как и Джастин Тимберлейк с Бейонсе, при том, что последние двое вышли оттуда в буквальном смысле, а Charli XCX — в переносном. Как будто про нее поется в песне — «I’m a 90s bitch». И что это за песня, кстати?


Kelela «Cut 4 Me»

Kelela «Cut 4 Me»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №6 - Kelela «Cut 4 Me»

Мейнстрим, про который уже шла речь выше — это не та река, в которой можно плыть только по течению, и уж точно не та река, в которую нельзя войти дважды. К ней можно прийти разными путями, и направление ее течения можно изменять прямо по ходу. Избрав самую исхоженную поп и r’n’b-звездами 90-х дорогу к руслу музыкального шоу-бизнеса, дочь эфиопских беженцев, эмигрировавших в США еще в 70-х, Келела Мизанекристос скорее всего затерялась бы в тех несчетных полчищах эпигонов, если бы ей не посчастливилось встретить проводников, знающих другие пути. Такими проводниками стали, в общем-то, далекие от поп-музыки электронные продюсеры Nguzunguzu, Bok Bok, Girl Unit и Jam City. Совместными усилиями они и создали новое течение, уводящее r’n’b от известных и местами оскудевших берегов. Нет, они не ставили целью создать новый жанр, они лишь хотели, чтобы мы могли услышать его по-новому. Им это удалось.


ZAZ «Recto Verso»

ZAZ «Recto Verso»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №5 - ZAZ «Recto Verso»

Еще в мае, оценивая свежую, яркую и фантастически позитивную пластинку французской певицы, мы сравнили ее с праздником, который гуляет сам по себе. Если вам посчастливилось с ним встретиться — значит, он задержится и на вашей улице, вне зависимости от того, ждали вы этого или нет. Но мы и сами не подозревали, что этот праздник будет с нами весь год. Теперь же стало очевидно и то, что некоторые праздники вовсе не заканчиваются.


Lorde «Pure Heroin»

Lorde «Pure Heroin»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №4 - Lorde «Pure Heroin»

Продолжая череду дебютов, сформировавших музыкальную поп-картину года, нельзя не признать, что еще одним чудом, прославившим Новую Зеландию, кроме Питера Джексона, стала 17-летняя девушка с именем, длинным, как история Средиземья — Элла Мария Лани Йелич-О’Коннор, и столь же красивой музыкой. И удивительней всего, что за «Pure Heroin» не стоит никакой индустрии с ее могучими маркетинговыми машинами и никаких стилистических веяний, уводящих за тридевять эпох. Да, поначалу Lorde не избежала сравний с Известно-Кем-Дель-Рей, но и то — косвенно, чтобы было понятно, с какой стороны лучше всего начать присматриваться к этому абсолютно новому цветку, взросшему абсолютно самостоятельно и затмившему собой многих. Говорить о том, что он вырос на мировой музыкальной сцене даже как-то неловко — скорей, на неком плавучем острове, который причалили ненадолго к этой самой сцене, и вскоре отправится дальше — либо утягивая всю сцену за собой, либо (если сдвинуть ее уже невозможно) заставляя тех, кто к ней привязан, прыгать за собой в воду. Вот кому стоит петь в титрах «Хоббита», хотя за такие песни, как говорится, и целого «Оскара» мало.


Sky Ferreira «Night Time, My Time»

Sky Ferreira «Night Time, My Time»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №3 - Sky Ferreira «Night Time, My Time»

То, что Скай Феррейра станет олицетворением протеста, назревшего в мире поп-музыки и всего, что с нею связано, живым ее свидетельством против самой себя, мало кто ожидал. Уж слишком хорошо все знали историю ее будущего, которую за нее написал лейбл «Capitol Records». Такова была история Скай в контексте истории всей музыкальной индустрии — и вряд ли для кого-то секрет, что пассионарность и цикличность давно стали основными ее признаками. Если нет оригинальных идей, если риск делать ставки на смелых и неординарно мыслящих поп-музыкантов слишком велик, то всегда можно воспользоваться проверенным методом повторения образа. Вот Скай, например, должна была стать Мадонной. Сколько нам готовят подобных старлеток, чья судьба — спекулировать на укоренившихся архетипах, неизвестно, но нетрудно предположить, что где-то в недрах мейджор-компаний готовятся и очередные Spice Girls, и, не приведи Господи, очередной Майкл Джексон. Скай не стала отдавать свой голос в поддержку псевдо-Мадонне, и отдала его самой себе — так, оказывается, тоже можно делать, если быть немного посмелей. Потому смелая, живая и искренняя поп-пластинка Скай — однозначно событие года. Без всякой цензуры.


Beyoncé «Beyoncé»

Beyoncé «Beyoncé»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №2 - Beyoncé «Beyoncé»

«Я вижу музыку», — сообщила Бейонсе на своей странице в Facebook спустя несколько минут после громосредиясногонебаподобного заявления о выходе пятой пластинки. И мы тоже ее увидели — сначала в iTunes, где она всего за три дня установила абсолютный рекорд продаж, в качестве контента для скачивания, потом в цикле клипов, снятых на каждую из песен — в качестве дороги в водоворот образов певицы, почерпнутых из ее воспоминаний или фантазий, а под конец — комплексно, так, как скорее всего, она и имела в виду с самого начала. Как образ жизни, и не меньше. Когда музыка не может существовать лишь как фон или как средство высвобождения накопившейся энергии (хотя и то, и другое — тоже хорошо), но она есть целый мир, где звук неотделим от образа, вместе они не существуют без идеи. Это такое музыкальное 3D, автобиография и сеанс психоанализа со слушателем в качестве аналитика. И хотя анализировать его — особенно с точки зрения постмодернизма, как мы это недавно делали — немного страшновато, слишком уж большое открывается пространство, на котором нетрудно и заблудиться и повстречаться с совсем неизвестными пока продуктами подсознания, слушать эти рассказы определенно приятно. И хочется это делать снова и снова. Так мы и поступим.


Justin Timberlake «The 20/20 Experience»

Justin Timberlake «The 20/20 Experience»
Лучшие ПОП-альбомы 2013 года: №1 - Justin Timberlake «The 20/20 Experience»

С него все началось, с ним все и закончилось. Первая половина года прошла под знаком камбэка Джастина в музыку, и разговоры про успешную защиту титула «короля» даже как-то не вызывали недоумения — от кого он защищался, кому что доказывал своим новым альбомом, кто в итоге вновь назначил его «королем»? К чему задаваться лишними вопросами, если все действительно встало на свои места, и каждый волен был делать что угодно: усаживать ли г-на Тимберлейка на метафорический трон, отдавать ли должное его таланту и стилю или же просто слушать эпос в двух частях и радоваться жизни. В мире поп-музыки иллюзорны не только метафоры, но зачастую и факты, и сейчас, под конец года, нам это стало еще очевидней. Как может быть очевидно иллюзорное? Видимо, так же, как и сложнейшие формулы могут приводить к конкретному результату, когда одно из слагаемых — условно. И мы готовы сейчас присоединиться к тем, кто присваивал Джастину корону еще весной, зная, что корона эта условна, а вот две лучших пластинки года, объединенные одним названием — это конкретный и неоспоримый результат. Мнимая единица, Джастин. Звучит ужасно, мы знаем. Но, черт возьми, это работает.

Егор Алексеев, 24.12.2013

Поделитесь ссылкой на этот обзор